News.am, 23 ноября 2009 г.

 

 

Интервью В.Н.Казимирова News.am:

Именно отказ от войны –

реальный ключ к урегулированию в Карабахе

 

 

Владимир Николаевич, как Вы оцениваете перспективы переговоров Саргсян-Алиев в Мюнхене?

Ожидание прорыва от каждой встречи президентов РА и РА стало унылой модой на Южном Кавказе, а иногда и за его пределами. Затем следует волна разочарований и пессимизма насчёт урегулирования конфликта мирными средствами и укоров в адрес Сопредседателей Минской группы ОБСЕ, как будто отсутствие продвижений зависит от них, а не от сторон конфликта. Мюнхен не стал исключением.

Чтобы затруднить пробуксовку в Анкаре ратификации цюрихских протоколов Ереван мог бы сделать символические шаги навстречу Баку, если бы обрёл взаимопонимание со Степанакертом. Но пока НК не участвует в переговорах, трудновато рассчитывать на это. Идея же «межобщинных» переговоров не имеет перспектив: не только местные азербайджанцы противостояли армянам НК, а Баку и весь Азербайджан.

Ереван говорит, что обсуждается всего один вопрос — вопрос статуса Карабаха, Баку настаивает на том, что стороны говорят о возврате территорий и беженцев. Что мешает сторонам вести комплексную и плодотворную дискуссию?

О дискуссии двух президентов говорить поздновато – пора бы им принимать решения, а не только обсуждать. На споры у них ушло много встреч. Но они сами перекрыли себе выход на решения, ибо: 1) не ведут должной подготовки своих обществ к взаимным уступкам, а Ильхам Алиев даже вернулся к разбрасыванию угроз; 2) оправдываются перед обществом эдакими уловками пропаганды; 3) Баку препятствует полноформатным переговорам с участием Степанакерта как стороны конфликта (документы 1991-94 гг. неумолимы: в этом качестве Баку имел дела больше с НК, чем с РА).

Неужели не ясно, что по труднейшим вопросам, включая уход из захваченных районов, РА не сможет принять решения без согласия НК, а тот не даст его без надёжных гарантий против возобновления военных действий? Тем более «заочно», без участия в переговорах. Отстраняя Степанакерт, Баку ставил капкан другим, а влетел в него сам. Теперь удивляется и возмущается затяжкой с освобождением 7 районов АР.

Есть ещё одна причина для взаимного недовольства сторон: норма «ничто не согласовано, пока не согласовано всё». Это позволяет сторонам возврат к вопросам, обсуждавшимся ранее. Они же не согласованы окончательно и могут корректироваться при рассмотрении новых проблем. Порой говорят, что осталось согласовать лишь 1-2 вопроса, а потом выявляется, что их больше. Эта норма сближает пакетный и поэтапный методы урегулирования, даже ближе к пакетному, хотя реализация окончательных договорённостей будет лишь поэтапной. Свои ссылки на эту норму стороны считают естественными, но негодуют при таких ссылках другой стороны.

Президент Азербайджана недавно вновь озвучил угрозу решения конфликта силовым способом — насколько велика вероятность перехода Алиева от слов к действиям? Насколько способствуют его заявления духу переговорного процесса?

К сожалению, президента АР Ильхама Алиева вновь прорвало серией угроз решить карабахский конфликт силой. Причём вопреки всем его прежним заверениям о приверженности мирному урегулированию конфликта. Теперь он заявил, что никогда и не отказывался от военного пути, сводя свою «приверженность» лишь к предпочтительности мирного решения.

К подобным угрозам он довольно часто прибегал и раньше, в основном в речах перед военной аудиторией и «беженцами», точнее перемещёнными лицами, пострадавшими в войне 1991-94 гг. Воинственная риторика Баку не раз вызывала критику за рубежом. После кавказского кризиса в августе 2008 г. И.Алиев немного «осёкся», одобрил Московскую декларацию и перестал частить с регулярными прежде угрозами.

На сей раз он выступал 17 и 20 ноября при въезде вынужденных переселенцев в новые дома в Баку и Геранбойском районе АР. И в самый канун очередной встречи с президентом Армении Сержем Саркисяном в Мюнхене 22 ноября. Необычайные сложности переговорного процесса И.Алиев подменил его затягиванием армянами и бурно негодовал этим. Он подчёркнул решающую роль этой встречи, пригрозил прекратить переговоры в случае её безрезультатности и встать на иной путь.

Нетрудно понять, что угрозы в адрес армян нацелены теперь и на упреждение ратификации парламентом Турции цюрихских протоколов о нормализации отношений с Арменией. Видимо, он полагает, что накал ситуации вокруг Карабаха не даст туркам забыть об их обещаниях Баку обусловить эту нормализацию возвратом территорий, захваченных армянами в годы войны. На самом деле это значило бы надолго загнать в тупик оба труднейших процесса и, если не обострить, то, как ни странно, хотя бы законсервировать статус-кво в регионе. Как говорят, чем хуже, тем лучше.

Однако возврат к угрозам новой войной требует чёткого отпора от ОБСЕ, государств-посредников и всего международного сообщества. Не годятся скидки на то, что это скорее обман своих же граждан, чем сигнал перехода от слов к действиям. Встреча министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Афинах в начале декабря с.г. не должна проходить мимо подобных вызовов. Формы протеста могут быть разными, но суть — однозначная неприемлемость нарушения документов о перемирии и принципа неприменения силы и угроз силой.

Верите ли Вы в эффективность Мадридского документа, в чем его слабые и сильные стороны?

Мадридские принципы вызывают разочарования у тех, кто рассчитывал на решение конфликта лишь за счёт противостоящей стороны. Такое невозможно: все стороны довольно много «недополучат» из своих наивных ожиданий. Но они приняты сторонами лишь за основу для переговоров. Дальше всё зависит от умения сторон не только отстоять свои законные интересы, но и учесть такие же интересы бывшего противника и найти взаимоприемлемый баланс.

Пока что в разменах по Карабаху, намеченных при содействии посредников, просматривается определённый дисбаланс. На одной чаше весомые конкретные, осязаемые шаги: освобождение занятых районов. А на другой – пока что лишь виртуальное обязательство, «понарошку»: всенародное юридически обязывающее голосование по окончательному статусу НК (неизвестно, когда оно состоится и состоится ли вообще?). Ведь уже сейчас ясно, что стороны и через 5 или 10 лет вряд ли смогут договориться о его сроках и конкретных условиях. Конечно, выправлять этот дисбаланс никто, кроме сторон, не будет – это они должны найти баланс сами.

В какой-то мере компенсатором служит промежуточный статус НК, но лишь вместе с таким важнейшим компонентом, как отказ от военных действий и взаимные гарантии безопасности. Мадридские принципы лишь намечают это, впереди трудный и долгий поиск уравновешения интересов сторон. Именно в отказе от войны реальный ключ к урегулированию в Карабахе.