|
Агентство ARMENIA-TODAY, 22 января |
|
|
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ АГЕНТСТВА ARMENIA-TODAY |
|
|
1. Не могли бы Вы
представить ретроспективу карабахского урегулирования с начала конфликта до настоящего
момента? Чем обусловлена нынешняя активизация процесса? Можно ли сравнить эту
активность к примеру с оживлением в связи с Ки-Уэстом? Ретроспектива карабахского урегулирования – это тема
не для интервью, а для крупноформатных статей или книг. В ней несколько
этапов и важных срезов: по искомым соглашениям, по посредникам, по уровню и
предмету переговоров, по достигнутым в них рубежам. Скороговоркой это не
передать. Кто заинтересуется этим всерьёз, могу лишь предложить свою книгу
«Мир Карабаху», изданную в Москве к 15-летию перемирия (май Переговорный процесс начат ещё в сентябре Нынешняя активизация в немалой мере вызвана
событиями августа 2. Каковы перспективы
урегулирования конфликта в 2010 году? Хотелось бы надеяться на постепенное продвижение в
согласовании мадридских принципов, но о прорыве мечтать пока не приходится.
Слишком полярны позиции сторон в ключевых вопросах;
общественное мнение и в Азербайджане, и в Армении, и в Нагорном Карабахе не
готово даже к сбалансированным взаимным уступкам; искажён формат переговоров,
что тоже потребует дополнительного времени на согласование. Словом,
результативность 2010 года пока остаётся мечтой, а иллюзии очень опасны последующими разочарованиями. 3. На Ваш взгляд
насколько, на самом деле, увязаны карабахское
урегулирование и армяно-турецкое сближение? Несмотря на позицию официального
Еревана, что эти два процесса не связаны, Анкара продолжает увязывать их,
существует ли взаимосвязь между ними? Абсолютно прав В.В.Путин, отметивший сложность обеих
проблем и нецелесообразность их увязывания между собой. Сомкнуть два
сложнейших дела между собой это не
удвоить сложности, а возвести их в квадрат. И ещё: нельзя в современном мире
строить двусторонние отношения под диктовку третьего государства, даже
дружественного. Представьте чисто гипотетически такую ситуацию: православная
Греция ставит перед близкой ей Арменией условие: устанавливать отношения с
Турцией только после вывода её войск с Кипра. Каково? Попытки Турции увязать нормализацию отношений с
Арменией с карабахским урегулированием неубедительны, заводили бы дело в
тупик и не имеют шансов на успех. Они противоречат подходам и других
влиятельных государств. Не преуспев в этой увязке, Анкара в самые последние
дни занялась тем, как переложить вину за этот тупик на Ереван. Ссылки Эрдогана и Давитоглу на решение
Конституционного суда Армении несостоятельны, поскольку оно имело правовое
значение лишь в рамках внутренних дел страны и ничего не меняло в содержании цюрихских протоколов. Страны-сопредседатели МГ ОБСЕ
признают, что завязывание армяно-турецких связей и открытие границы могли
позитивно повлиять на урегулирование в Карабахе, но не более того.
Роль Турции в регионе действительно возрастает,
главным образом за счёт проявления ею самостоятельности перед лицом США,
активизации связей с Россией, а также её транзитного потенциала в энергетике.
Однако её попытки вмешиваться в карабахское урегулирование довольно
однобоки и сводятся к тщетным усилиям вовлечь США и Россию в оказание
давления на Армению. Односторонняя проазербайджанская
ангажированность не даёт ей никаких шансов и на неформальную посредническую
роль вне Минской группы ОБСЕ. Не выручит её в этом и географическая близость
к зоне конфликта, даже наоборот. 5. Учитывая интенсивное
сближение Турции и России возможно ли изменения позиции Москвы в карабахском
урегулировании? Возможно ли, что ради энергетических и экономических
интересов России в регионе, в частности, в Турции и Азербайджане, Москва
окажет давление на Ереван? Этот вопрос передает не только
обеспокоенность, но и повышенную мнительность некоторых армян. На сходный
вопрос кратко, но совершенно однозначно ответил
недавно министр иностранных дел России С.В.Лавров на пресс-конференции в
Ереване.
Картина тут весьма противоречивая. Угрозы то обильно
сыплются из уст самого президента Азербайджана, то временами затихают. С
другой стороны, реальных шансов на успешный блицкриг у него нет. Тут налицо и
шантаж всех и вся, и обман собственного народа. Со своей стороны, считаю, что
даже если это было бы нереально, надо не размагничиваться, а воспринимать его
угрозы как вполне серьёзные, без каких-либо скидок вроде того, что они имеют внутриполитическую адресовку.
Только тогда можно мобилизовать против угроз широкое протестное движение
общественности близлежащих стран и настаивать перед правительствами на
принятии мер противодействия. Главную задачу вижу не в том, чтобы пресечь
военную авантюру, когда она начнётся, а в том, чтобы заранее нанести идейное
поражение поборникам возобновления военных действий и не допустить этого
вообще.
Сопредседатели склонны считать, что для этого надо
завершить согласование мадридских принципов. Лично я считаю, что давно надо
было добиться в ОБСЕ восстановления трехстороннего формата переговоров. До
На этот счёт нет ни малейших сомнений. Причины частично разные, но никто из мировых, да и региональных держав не желает возобновления военных действий в столь взрывоопасном регионе. И будут активно выступать против этого. Вообразите обратное, и станет ясно, что и России, и США, и Евросоюзу, и Ирану, и Турции нужно мирное урегулирование конфликта переговорными средствами. Есть расхожая, но заведомо ложная версия, будто России выгодна нерешённость конфликта в Карабахе, чтобы манипулировать его сторонами. Эта склонность к конспирологии никчёмна при сопоставлении с тем, сколько Россия теряет из-за этого конфликта в развитии перспективных и взаимовыгодных связей не только с Арменией и Азербайджаном, но и с другими странами региона, не говоря уже об интересах выправления обстановки на Северном Кавказе. Так что конспирологам не до высшей математики, они не в ладах с политической арифметикой, но ищут глупцов, чтоб поверили. |
|