Не публиковалось    

 

 

Владимир Казимиров

Тезисы к выступлению на встрече

с представителями Фонда Карнеги

(Москва, 8 июля 2011 г.)

 

     - Не политолог я, не работник науки – практик. Посол, 11 лет в отставке. Частное лицо!

Высокая честь высказаться по Карабаху перед столь авторитетными лицами!

Моя книга «Мир Карабаху» - это воспоминания и публикации в прессе, но особенно полезны фотокопии 20 не публиковавшихся ранее документов российского посредничества и хронология карабахского урегулирования.

- Искренне завидую слаженной работе нынешних сопредседателей МГ ОБСЕ от России, США и Франции! Мне приходилось немало спорить с западными партнерами. Рад, что сейчас реализуется тот подход, за который я ратовал, но тщетно - меня тогда не хотели слышать: не мешать наиболее активному или «удачливому» среди посредников, а оказывать ему поддержку!

- В Баку меня обвиняют в «проармянском» крене. У сторон конфликта – искаженное черно-белое видение мира: для них все или проазербайджанское, или проармянское. Но тут речь не о симпатиях к тому или иному народу, а о политике правящих кругов Азербайджана и Армении. Мой подход к этим делам определяют два фактора: 1) тот, кто добивался прекращения войны и массового кровопролития, неизбежно будет за укрепление режима прекращения огня, против тех, кто грозит возобновить военные действия; 2) вокруг этого конфликта и его урегулирования скопилось столько путаницы и просто лжи (причем чаще всего со стороны Баку), что тот, кто знает, что и как было, вынужден показывать и отстаивать истину, а это не всем нравится.

- Не должно быть иллюзий насчет урегулирования в Карабахе: работы там еще очень много – даже если будут согласованы Основные принципы мирного соглашения. Всё, что не поддается решению в принципах, стороны и посредники будут сдвигать на "потом", для уточнений уже при разработке текста соглашения. Очень непросто будет переложить эти принципы на язык соглашения. В нем (в отличие от принципов) нетерпим двусмысленный текст. Двусмысленность – это не преодоленный, а лишь отложенный спор. Все это потребует немало времени – годы!

- Баку удалось вынести проблему оккупации на первый план, даже вызвать сочувствие у тех, кто не знает или не помнит, как она возникла. Там хотят, прежде всего, добиться ухода армян из районов, занятых ими вокруг НК, причем без равноценных встречных уступок в сфере безопасности. Всячески скрывают происхождение оккупации. Не с нее началась война. Она – следствие длительных военных действий, а прекращать их долго не хотел как раз Азербайджан. Стремясь разгромить армян, он терял район за районом. Продолжал бои, несмотря на требования резолюций СБ ООН, уходил от миротворческих инициатив, 4 раза сорвал прекращение огня.

Таким образом, оккупация районов вокруг НК – явление неоднозначное. Эти контрнаступления армян просто были бы невозможны, если бы Баку пошел на перемирие раньше (армяне много раз соглашались). Оккупация - плод грубых просчетов руководства Азербайджана, но это тщательно скрывают в Баку. Анализ этих ошибок там - просто табу, чтобы не подрывать культ отца - «общенационального лидера», а также всю свою тактику на переговорах.

- Конфликт имеет множество составляющих: военную, политическую, пропагандистскую, экономическую и другие. На данном этапе главную роль играют две первых. Чтобы достичь мирного решения, надо нейтрализовать военную составляющую. Азербайджан постоянно нагнетает напряженность в военной сфере. Армянам же оставить 1-2 района означает взломать самую укрепленную линию обороны вокруг НК (и самую короткую). Чтобы отойти, им нужны четкие гарантии АР по безопасности НК (лучше всего - соглашение о неприменении силы), скрепленные международными гарантиями. Баку же не желает идти на эти гарантии, а тем более на такое соглашение, как и на референдум по окончательному статусу НК. В отличие от отца, который понимал, что НК не вернуть, Ильхам Алиев укрепляет свои позиции внутри страны жестким курсом на его возвращение. Безопасность НК, а затем статус НК и есть два главных узла, которые предстоит развязать для урегулирования конфликта.

- Необходим баланс интересов сторон на каждом этапе, начиная с первого. Ни одна из них не должна получать что-либо «бесплатно» на любом этапе. Уступки, влияющие на безопасность НК, должны уравновешиваться не чем попало, а именно встречными уступками в этой же сфере. Иначе баланса нет.

 - Баку делает особый акцент на требовании Довиля изменить статус-кво, но сводит всё к устранению оккупации, даже подгоняет под это понятие и военное решение конфликта. Разумеется, в Довиле три президента вели дело не к новой бойне, а, наоборот, к оздоровлению обстановки, к отказу от ставки на военное решение, прекращению инцидентов, отводу снайперов с передовых позиций и т.п. Этих мер под призывом Довиля Баку и не желает видеть.

- Стороны настойчиво требуют от посредников и международного сообщества оказать давление на противостоящую сторону. Но в мандате сопредседателей нет права оказывать давление на стороны по вопросам существа переговоров. Мне довелось быть автором проекта их мандата. Но считаю, что не мандат, а здравый смысл обязывает сопредседателей и всех иерархов ОБСЕ оказывать давление на стороны конфликта в двух сферах.

Первое - требовать от сторон уважения к нелегкой миротворческой миссии ОБСЕ (иначе не понятно, чем занимается ОБСЕ по просьбе сторон, если одна из них собирается решать всё военным путем).

Второе – принуждать стороны к выполнению официально взятых и оформленных ими обязательств, особенно под эгидой ОБСЕ. Между тем Азербайджан уже не раз нарушал взятые обязательства. 18 февраля 1994 г. министр обороны АР подписал в Москве документ о разводе войск от линии соприкосновения после прекращении огня, но потом отказался отводить свои войска (что и приводит к инцидентам). Это было еще при посредничестве России. Другой пример – уже под эгидой ОБСЕ. Для улаживания инцидентов 4 февраля 1995 г. по предложению сопредседателей три стороны заключили соглашение об укреплении режима прекращения огня. Оно было подписано министрами обороны АР и РА, но текст его был заранее согласован лично с Гейдаром Алиевым и высшими руководителями армянских сторон.

Давным-давно это соглашение не соблюдается, несмотря на неоднократные предложения Еревана и Степанакерта вернуться к его выполнению. Причем Баку избрал тактику абсолютного замалчивания этого соглашения. О нем там – ни слова, будто его и не было! А сопредседатели слишком робко и редко напоминают о нем.

Значение этого нарушения всех норм намного шире предмета соглашения. Вопрос встает так: а будет ли выполняться то мирное соглашение, Основные принципы которого согласовывают сейчас между сторонами государства-сопредседатели МГ ОБСЕ? Не привлечь внимание к срыву официальным Баку соглашения от 4 февраля 1995 г. (как по закрытым официальным каналам, так и публично) фактически значит благословить невыполнение сторонами и будущих соглашений.

Вот почему в виде особых исключений можно и нужно оказывать давление на стороны по этим двум линиям. Остальную деятельность сопредседателей, работу с конкретными фактами и элементарной логикой, поиск сокращения разногласий между сторонами невозможно считать давлением на них.       

- Фактически на нынешних переговорах обсуждаются две группы спорных вопросов: меры укрепления режима прекращения огня и конкретные формулировки Основных принципов. Эти обсуждения ведутся вперемежку, по обстановке: первый трек обсуждают, лишь когда возникают инциденты. Сопредседателям стоило бы упорядочить, структурировать эти два трека, отдавая приоритет первому, где больше риска и ответственности. На каждой встрече трех министров или президентов надо сначала обсуждать первый трек, а затем второй. А в тех случаях, когда на первом не достигнуто продвижения, стоило бы даже отложить обсуждение второго до следующей встречи. Это позволило бы добиваться реальных мер по укреплению режима перемирия, и было бы весьма поучительно для Баку. 

- Много лет говорится о важности работы с азербайджанским и армянским обществами - готовить их к миру, а не к войне. Но правящие круги ни одной из сторон до сих пор не ведут такой работы. Необходимы конкретные шаги сопредседателей МГ, международного сообщества и организаций в этом направлении - общих призывов явно недостаточно. Нужны встречи и конференции с участием здравомыслящих представителей обоих обществ. Важно внедрять понимание недопустимости военного решения конфликта и того, что ни одна из сторон не сможет в итоге урегулирования получить по максимуму из своих требований - хорошо бы не минимум! Воспитание  умеренности в этих обществах – весьма необходимая и очень трудная задача. 

- Без Нахичевани суть карабахского конфликта не понять. В НК опасались как раз судьбы Нахичевани, где когда-то было около 40% армян (гораздо больше, чем азербайджанцев в НК – и в абсолютных цифрах и в процентах), а давно их там уже нет. Фактически в итоге ХХ века произошел размен НК на Нахичевань, продолжительное размежевание азербайджанцев и армян. В этом большой минус на перспективу, но и небольшой временный плюс. На нынешнем этапе нельзя предаваться иллюзиям их совместного проживания в этом регионе. Характерно, что армяне, проживавшие ранее в Азербайджане, пока не претендуют на это. Баку намеренно проводит курс на возвращение азербайджанцев даже в НК, но это требует иных условий (возможно, после реализации программ ЕС по строительству жилья). Право вернуться в места прежнего проживания должно сохраняться, но лишь добровольное, а не по команде властей. Азербайджанцы должны знать, под чьей властью окажутся в НК (не переезжать же им то туда, то обратно в АР). Это не мешает им голосовать по статусу НК там, где они живут сейчас (ведь Азербайджан сам дважды проводил их голосование не в НК, а в округах на дистанции от него, но названных именами карабахских городов). Словом, это чрезвычайно чувствительные вопросы и их нельзя решать с наскока, чтобы не навредить.  

- Даже если будут согласованы Основные принципы, уже просматривается «новая» проблема. В них предусмотрено участие представителей НК в переговорах по проекту мирного соглашения. Но Баку вряд ли согласится на участие представителей Степанакерта без участия азербайджанской общины НК. Он будет ссылаться на «бейкеровские правила» (2 + 2, то есть АР и РА, как основные стороны, НК и его азербайджанская община как заинтересованные). Эти правила использовались на первой фазе работы МГ на основе решения СБСЕ от 24 марта 1992 г. для Минской конференции. Но в нем даже не было термина «конфликтующая сторона», ибо тогда военные действия лишь разгорались. С переменами обстановки менялось и понимание конфигурации конфликта, что отражалось и на процедуре переговоров. Созыв Минской конференции затянулся, а затем отпал. Будапештский саммит ОБСЕ учредил сопредседателей МК, поручив им вести переговоры между тремя сторонами конфликта (а не по схеме 2+2). В начале века     будапештский формат переговоров был нарушен, их вели лишь АР и РА. Но решать судьбу НК без его участия неприемлемо. Это не вяжется как с основами демократии, так и с международной практикой.