|
1in.am, 16 июля 2011
г.
|
|
|
Я уверен в конечном
результате усилий государств-сопредседателей Минской Группы ОБСЕ |
|
|
Собеседник Первого
Информационного – Владимир Казимиров,
в 1992-1996 гг. – руководитель посреднической миссии России, полномочный
представитель Президента Российской Федерации по Нагорному Карабаху и
сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России. -
Господин Казимиров, президент США Барак Обама
поблагодарил главу МИД России Сергея Лаврова, находящегося с визитом в Вашингтоне,
за усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Глава МИД
РФ С.Лавров после Казани привез президентам Азербайджана и Армении некое
послание от президента Медведева. Глава российского МИД немного раскрыл их,
сказав, что "пора договариваться"? Российские
усилия смогут дать результат? - В конечном результате усилий
государств-сопредседателей МГ ОБСЕ я уверен, сколько бы встреч и раундов это
не потребовало. В том числе и потому, что для них всех, и особенно для
России, совершенно неприемлема другая крайность – возобновление военных
действий в карабахском конфликте. Конечно, всем хочется скорейшего
позитивного результата, но это зависит от самих сторон конфликта. Около 20
лет назад многим тоже казалось недостижимым прекращение огня в Карабахе, но,
несмотря на все трудности, оно было достигнуто при содействии России. - Несмотря на ожидания, на встрече
трех президентов в Казани Азербайджан и Армения не смогли достичь соглашения
по базовым принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Как вы
думаете, в чем они не согласились? В чем проблема? - Могу
судить, лишь отталкиваясь от логики сторон конфликта. Для Баку всего важнее и
неотложнее уход армян из районов, занятых ими вокруг Нагорного Карабаха, то
есть ликвидация одного из главных последствий вооруженного конфликта. Бакинцы
преуспели в том, чтобы выдвинуть на первый план проблему оккупации и вызвать
в этом сочувствие к себе. Но там всячески скрывают, что в этом повинно само
руководство АР и его грубые просчеты, а в международном сообществе почти не
знают или подзабыли, как Баку в погоне за мнимой победой упорно уходил от
прекращения военных действий и терял район за районом. Так что в оккупации
немало виноваты сами правящие круги Азербайджана как
при Эльчибее, так и при Гейдаре Алиеве. В расчете на
сочувствие Баку хотел бы вернуть ряд районов “бесплатно”, то есть без
встречных уступок и без гарантий безопасности НК. Но поэтапная реализация
урегулирования требует баланса интересов сторон на каждом этапе, начиная с
самого первого. А для армян оставить 1-2 района означает взломать самую
укрепленную линию обороны вокруг НК (и самую короткую). Чтобы отойти, им
нужны четкие гарантии по безопасности НК, скрепленные гарантиями
международными. Проще всего было бы соглашение о неприменении силы, но Баку
его не хочет. Вот вкратце расклад ситуации вокруг вопроса, который
Азербайджан выдвигает на первый план. А для армян
и в целом коренной вопрос урегулирования, его причина – судьба НК. Ереван в
принципе согласен решать его не сегодня, а завтра, но не послезавтра, однако
требует свободы голосования жителей НК, но Баку даже не желает допускать
такого голосования, выдвигая карикатурное предложение голосовать лишь “в
ошейнике” – не более чем за автономию НК в пределах АР. Тут тоже пока не
видно сближения позиций сторон. Насколько свободна была бы эта “автономия”,
видно даже из того, что Баку хотел бы решать судьбу НК без его участия. В
отличие от отца, который понимал, что НК не вернуть, Ильхам
Алиев укрепляет свои позиции внутри страны за счет ультра-патриотических требований его возвращения.
Вот вам распад позиций по главному вопросу. Сблизить их – тяжелейшая задача. Поэтому вся
критика в адрес посредников из уст журналистов и политологов – самое легкое
занятие. Это вроде охаивания работяг со стороны
праздно наблюдающих и не умеющих работать в тех делах. - После казанской встречи стало ясно,
что виной провала стал Азербайджан. На Ваш взгляд, это может стать причиной
повышения международного давления на Азербайджан? - Если Баку действительно подбрасывает
все новые и новые поправки к Основным принципам, то это лишь показывает
невысокую меру его искренности, когда он всячески подчеркивал свое согласие с
ними. Правда, одно время он обозначал, что имеет оговорки, но потом ради
пропаганды изображал согласие. Но оговорки по деталям это одно дело, а
несогласие с главными положениями – совсем другое. Дойдет ли до реального
давления – не знаю, но официальный Баку рискует так и не обрести репутацию
серьезного партнера по переговорам. Причем всё это на фоне прямых нарушений
им официально взятых обязательств и всяческого замалчивания тех соглашений и
договоренностей, которые он не пожелал соблюдать. Не раз я приводил
конкретные примеры, просто не хочу повторяться. - На Ваш взгляд, должна ли сейчас
усилиться роль ЕС? Поскольку недавно об этом заявили сопредседатели Минской
группы ОБСЕ Роберт Брадтке и Бернар Фасье в ходе организованных в Европарламенте слушаний по
карабахскому конфликту. Они заявили, что повышается роль Евросоюза.
Американский сопредседатель подчеркнул: “Когда мы станем переходить от этого
этапа переговоров к реализации мирного соглашения, откроются новые
возможности для деятельности других стран, в том числе и Евросоюза, который
может предпринять важные шаги по укреплению доверия между сторонами,
контактов лицом к лицу, диалога между народами, а также в деле восстановления
и переустройства региона”. - Отношу это
не к проведению самих переговоров, а к поддержке усилий сопредседателей
опосредованно, по довольно важным, но все же вспомогательным направлениям. -
В понедельник состоялся телефонный разговор президента России Дмитрия
Медведева с президентом США Бараком Обамой, в ходе
которого обсуждалось также карабахское урегулирование. С обеих сторон было
выражено намерение и дальше предпринимать скоординированные шаги в целях
содействия поиску Баку и Ереваном мирного решения проблемы. Можно ли использовать Дейтонский принцип в
вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта? - Дейтон – это крайность, на которую
стороны вынудили посредников. Хотелось бы принудить стороны карабахского
конфликта к миру иными средствами – политико-дипломатическими, логикой,
фактами, аргументами. - Перед казанской встречей французский
сопредседатель Минской группы ОБСЕ во время слушаний Европарламента заявил,
что если в ближайшем будущем основные принципы не будут приняты, то
сопредседателям придется представить новую концепцию. Может дело дойти до
этого? - Мне не ясно, что он имел в виду. За
многие годы переговоров основные спорные проблемы получили разностороннюю
проработку в предложениях посредников. Выдумать что-то новое можно, но ведь
важно, чтобы это было реалистическим предложением, хотя бы в основе более или
менее приемлемым для всех сторон конфликта. Адресуйте этот вопрос к автору
заявления. |
|
|
|
|