Портал Раnorama.am, 18 апреля 2012 г.

 

 

В.Казимиров: Азербайджан сам не выполнял требования

четырех резолюций СБ ООН

Интервью Panorama.am с бывшим сопредседателем (1992-1996 гг.) от РФ в Минской группе ОБСЕ, руководителем посреднической миссии России по урегулированию карабахского конфликта Владимиром Казимировым.

- Господин Казимиров, расскажите об истории становления Минской группы ОБСЕ, которая вот уже на протяжении 20 лет занимается урегулированием карабахского конфликта.

- Еще до того, как я стал сопредседателем Минской Группы, в начальной фазе урегулирования в рамках собственного посредничества России мы согласовали между всеми сторонами примерно 80% текста проекта соглашения о прекращении вооруженного конфликта, но в оставшихся 20% были и самые сложные проблемы.

    Что касается минского процесса, изначально предполагалось созвать Минскую конференцию с участием 11 стран, однако азербайджанская делегация заявила, что не будет участвовать в ней, пока Азербайджану не вернут Лачин и Шуши, что противоречило самой идее созыва конференции. Тогда и образовалась Минская группа, однако, такое большое количество стран-посредников осложняло процесс, и в конце 1994 г. было принято решение сузить ведение переговоров до стран-сопредседателей МГ - изначально это были Швеция и Россия, потом Финляндия и Россия, а в 1997 году сформировалась нынешняя группа из России, США и Франции. Россия параллельно с Минской группой занималась миротворческим процессом и отдельно. Сейчас все три сопредседателя действуют слаженно, тогда же работа шла в напряженной обстановке некоторой конкуренции и соперничества, поскольку Россия уже добилась некоторых подвижек.

- В Азербайджане на различных уровнях сегодня озвучиваются идеи о смене формата переговоров, или же стран-сопредседателей, насколько это реально?

- Я не вижу пока серьезной опасности. Да, действительно все перечисленные явления имеют место, в Азербайджане доминирует полукритичное отношение к деятельности Минской группы, озвучиваются нелепые предложения заменить Францию на Турцию, не задумываясь над тем, согласятся ли на это армяне. Думаю, что, несмотря на это, сопредседатели будут продолжать свои усилия настойчиво и надеюсь, что прогресс будет достигнут. Насколько я понимаю, именно азербайджанская сторона периодически делает несколько шагов назад. К примеру, в прошлом году в Казани был внесен десяток новых предложений и это после того, как года два азербайджанская пропаганда упорно трубила о своем согласии, обвиняя Армению в затягивании переговоров. Надо «отдать должное» политики «шараханья» азербайджанской дипломатии. Возможно, после избрания непостоянным членом СБ ООН, Баку испытывает некоторые иллюзии в связи с тем, что может перенести эти вопросы в рамки Совбеза ООН, однако в реальности Ильхам Алиев на ближайшие два года будет вынужден умерить прыть в воинственных заявлениях. Сложно представить, что член Совета безопасности и вдруг активный проповедник нарушения международной безопасности и мира. Это негативно повлияет на репутацию Азербайджана.

- Азербайджанская пропаганда часто говорит о четырех резолюциях Совета безопасности ООН, которые якобы свидетельствуют о справедливости позиции Азербайджана, однако мало кто в самом Азербайджане знаком с их содержанием. Расскажите о них подробнее.

- Самая первая резолюция - №822 от 30 апреля 1993 г. - результат инициативы самого Азербайджана. Стержнем этой резолюции является незамедлительное прекращение огня, а не вывод войск, поскольку невозможно даже всерьез говорить о выводе войск, пока продолжаются военные действия. Россия, США, Турция и Италия обратились тогда к конфликтующим сторонам с вопросом, готовы ли они выполнить требования резолюции 822. Ереван и Степанакерт быстро отвечают согласием, а Баку тянет с ответом, потому что их не устраивает главный пункт - незамедлительное прекращение военных действий и враждебных актов, в том числе блокады. Этот пункт является стержнем всех 4 резолюций ООН, однако военные действия продолжались еще больше полугода даже после принятия последней резолюции. Какая уж тут "немедленность"!? В первую очередь, сам Азербайджан не выполнял эти резолюции. Более того, в последних двух резолюциях (874 и 884) вообще нет упоминания о «безоговорочном» выводе войск. Более того, военные действия не прекращены по сей день, а прекращены только боевые. После этого было и контрнаступление Азербайджана - повод для принятия резолюции, но Совет безопасности, приняв эти четыре и не добившись результата, решил воздержаться от дальнейшего принятия резолюций, подрывавших авторитет Совбеза. Поэтому России пришлось действовать в рамках СНГ. Именно в Москве 15 апреля 1994 г. Совет государств СНГ с участием президентов АР и РА сформулировал положение, которого нет даже в резолюциях Совбеза ООН - достичь и надежно закрепить прекращение огня, поскольку без этого невозможно перейти к ликвидации последствий конфликта.

- Также в азербайджанском обществе вызвал резонанс документ, согласно которому еще Гейдар Алиев вел переговоры с руководством НКР.

- До осени 1993 года Ереван участвовал в подписании всего двух соглашений, а во всех остальных случаях азербайджанцы вели переговоры непосредственно с карабахской стороной. Все соглашения о прекращении огня подписывались между Баку и Степанакертом без участия Еревана. Расул Гулиев даже публично говорил о том, что Нагорный Карабах - сторона конфликта. Все это публиковалось в азербайджанской прессе.