|
Портал Раnorama.am, 18 апреля
2012 г. |
|
|
В.Казимиров: Азербайджан сам не выполнял требования четырех резолюций СБ ООН Интервью
Panorama.am
с бывшим сопредседателем (1992-1996 гг.) от РФ в Минской группе ОБСЕ,
руководителем посреднической миссии России по урегулированию карабахского
конфликта Владимиром Казимировым. -
Господин Казимиров, расскажите об истории становления Минской группы ОБСЕ,
которая вот уже на протяжении 20 лет занимается урегулированием карабахского
конфликта. - Еще до того, как я стал сопредседателем Минской Группы, в
начальной фазе урегулирования в рамках собственного посредничества России мы
согласовали между всеми сторонами примерно 80% текста проекта соглашения о
прекращении вооруженного конфликта, но в оставшихся 20% были и самые сложные
проблемы. Что касается минского процесса,
изначально предполагалось созвать Минскую конференцию с участием 11 стран,
однако азербайджанская делегация заявила, что не будет участвовать в ней,
пока Азербайджану не вернут Лачин и Шуши, что противоречило самой идее созыва
конференции. Тогда и образовалась Минская группа, однако, такое большое
количество стран-посредников осложняло процесс, и в конце 1994 г. было
принято решение сузить ведение переговоров до стран-сопредседателей МГ -
изначально это были Швеция и Россия, потом Финляндия и Россия, а в 1997 году
сформировалась нынешняя группа из России, США и Франции. Россия параллельно с
Минской группой занималась миротворческим процессом и отдельно. Сейчас все
три сопредседателя действуют слаженно, тогда же работа шла в напряженной
обстановке некоторой конкуренции и соперничества, поскольку Россия уже
добилась некоторых подвижек. -
В Азербайджане на различных уровнях сегодня озвучиваются идеи о смене
формата переговоров, или же стран-сопредседателей, насколько это реально? - Я
не вижу пока серьезной опасности. Да, действительно все перечисленные явления
имеют место, в Азербайджане доминирует полукритичное
отношение к деятельности Минской группы, озвучиваются нелепые предложения заменить Францию на Турцию, не задумываясь над тем,
согласятся ли на это армяне. Думаю, что, несмотря на это, сопредседатели
будут продолжать свои усилия настойчиво и надеюсь, что прогресс будет достигнут.
Насколько я понимаю, именно азербайджанская сторона периодически делает
несколько шагов назад. К примеру, в прошлом году в Казани был внесен десяток
новых предложений и это после того, как года два азербайджанская пропаганда
упорно трубила о своем согласии, обвиняя Армению в затягивании переговоров.
Надо «отдать должное» политики «шараханья» азербайджанской дипломатии.
Возможно, после избрания непостоянным членом СБ ООН,
Баку испытывает некоторые иллюзии в связи с тем, что может перенести эти
вопросы в рамки Совбеза ООН, однако в реальности Ильхам Алиев на ближайшие
два года будет вынужден умерить прыть в воинственных заявлениях. Сложно
представить, что член Совета безопасности и вдруг активный проповедник
нарушения международной безопасности и мира. Это негативно повлияет на
репутацию Азербайджана. -
Азербайджанская пропаганда часто говорит о четырех резолюциях Совета
безопасности ООН, которые якобы свидетельствуют о справедливости позиции
Азербайджана, однако мало кто в самом Азербайджане знаком с их содержанием.
Расскажите о них подробнее. -
Самая первая резолюция - №822 от 30 апреля 1993 г. - результат инициативы
самого Азербайджана. Стержнем этой резолюции является незамедлительное
прекращение огня, а не вывод войск, поскольку невозможно даже всерьез
говорить о выводе войск, пока продолжаются военные действия. Россия, США,
Турция и Италия обратились тогда к конфликтующим сторонам с вопросом, готовы
ли они выполнить требования резолюции 822. Ереван и Степанакерт быстро
отвечают согласием, а Баку тянет с ответом, потому что их не устраивает
главный пункт - незамедлительное прекращение военных действий и враждебных
актов, в том числе блокады. Этот пункт является стержнем всех 4 резолюций
ООН, однако военные действия продолжались еще больше полугода даже после
принятия последней резолюции. Какая уж тут "немедленность"!? В
первую очередь, сам Азербайджан не выполнял эти резолюции. Более того, в
последних двух резолюциях (874 и 884) вообще нет упоминания о
«безоговорочном» выводе войск. Более того, военные действия не прекращены по
сей день, а прекращены только боевые. После этого было и контрнаступление
Азербайджана - повод для принятия резолюции, но Совет безопасности, приняв
эти четыре и не добившись результата, решил воздержаться от дальнейшего
принятия резолюций, подрывавших авторитет Совбеза. Поэтому России пришлось
действовать в рамках СНГ. Именно в Москве 15 апреля 1994 г. Совет государств
СНГ с участием президентов АР и РА сформулировал положение, которого нет даже
в резолюциях Совбеза ООН - достичь и надежно закрепить прекращение огня,
поскольку без этого невозможно перейти к ликвидации последствий конфликта. -
Также в азербайджанском обществе вызвал резонанс документ, согласно
которому еще Гейдар Алиев вел переговоры с руководством НКР. - До осени 1993 года Ереван участвовал в подписании всего двух соглашений, а во всех остальных случаях азербайджанцы вели переговоры непосредственно с карабахской стороной. Все соглашения о прекращении огня подписывались между Баку и Степанакертом без участия Еревана. Расул Гулиев даже публично говорил о том, что Нагорный Карабах - сторона конфликта. Все это публиковалось в азербайджанской прессе. |
|
|
|
|