Не публиковалось

 

 

Владимир КАЗИМИРОВ

Карабах: перемирию - 18 лет

12 мая исполнилось восемнадцать лет прекращению огня, достигнутому в нагорно-карабахском конфликте при посредничестве России. Еще в 1993 г. Совет Безопасности ООН принял 4 резолюции по Карабаху, ключевым требованием которых было немедленно прекратить все военные действия и враждебные акты. От этого зависело и выполнение других требований (возврат территорий и перемещенных лиц, возобновление функционирования коммуникаций и т.д.), но одна из сторон никак не желала прекращения войны, надеясь одержать в ней верх, хотя один за другим теряла контроль над своими районами. После этого СБ ООН перестал принимать решения по Карабаху, чтобы не девальвировать их.

 

15 апреля 1994 г. Совет глав государств СНГ принял свой документ на этот счет. В нем жестко требовалось прекращение огня, всех военных действий и вслед за этим его надежное закрепление, а ликвидация последствий противоборства уже тогда была поставлена в зависимость от надежного закрепления прекращения военных действий, которое так и не достигнуто до сих пор.

 

 

Для подкрепления требований глав государств СНГ вскоре по инициативе России была созвана встреча глав парламентских структур Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха в Бишкеке. 5 мая 1994 г. был подписан Бишкекский протокол в поддержку заявления CГГ СНГ и с призывом прекратить огонь в Карабахе в ночь на 9 мая – День Победы. Однако из-за того, что представитель Азербайджана не стал подписывать протокол в Бишкеке, было потеряно несколько дней - спикер Милли Меджлиса подписал его только 8 мая в Баку.

 

Это давало основание перейти к соглашению о прекращении огня. В тот же день в Баку российский посредник подготовил текст документа о бессрочном (по умолчанию) прекращении огня. Но Азербайджан никак не хотел подписывать его в одном месте и одновременно с представителем Нагорного Карабаха. Под текстом четко значились официальные лица сторон, которым это было поручено: министр обороны Азербайджана и командующий армией обороны Нагорного Карабаха. Пришлось из-за этого искать иную развязку: каждый из них подпишет тот же самый текст, но на отдельном листе в месте своего пребывания.

 

Минобороны АР М.Мамедов уже подписал свой лист, когда президент Гейдар Алиев попросил посредника еще раз переговорить с Ереваном, чтобы Армения тоже подписала этот документ. До этого Ереван однозначно уклонялся от этого, а тут внезапно дал согласие, и среди должностей подписантов пришлось дописать от руки "министр обороны Армении". Так к вечеру 9 мая документ стал из двустороннего трехсторонним. По форме это были раздельные, но абсолютно идентичные обращения каждой из сторон к Москве как посреднику. Этот текст был подписан в Баку 9 мая, Ереване 10 мая, Степанакерте 11 мая. Сведенные в Москве воедино три подписанных листа с абсолютно идентичным текстом и стали этим соглашением. Оно вступило в силу с 12 мая 1994 г. По оформлению соглашение о прекращении огня в Карабахе не имеет аналогов в мировой практике, но это отклонение от обычных процедур вызвано не чем иным, как неуступчивостью одной из сторон.

 

В Карабахе Россия изначально отдавала приоритет прекращению военных действий и отдает поныне - недопущению их возобновления. Так было и в ее собственном посредничестве, и в ее усилиях в рамках Минской группы ОБСЕ.

 

По инициативе России Минская группа уже 3 июля 1992 г. предложила всем сторонам конфликта приостановить военные действия на 30 дней, а 5 августа 1992 г. – на 60 дней, чтобы использовать это время для переговоров о полном прекращении огня.

 

В 1993 г. при посредничестве России были заключены договоренности о нескольких краткосрочных прекращениях огня и других ограничениях военных действий. Некоторые из них продлевались, другие срывались, но в сентябре-октябре 1993 г. прекращение огня продержалось 50 дней подряд. Сходные предложения обсуждала и Минская группа в рамках своих графиков, но цели не достигла.

 

После принятия 30 апреля 1993 г. резолюции Совета Безопасности ООН 822, требовавшей прекращения военных действий и ухода армянских сил с захваченных территорий, графики Минской группы с июня 1993 г. по настоянию России были прямо подчинены выполнению резолюций СБ ООН. Но, как отмечалось, все четыре резолюции (последняя, 884 от 12 ноября 1993 г.) не выполнялись в самом ключевом требовании – прекращении боевых действий. Наиболее ожесточенные бои за все годы конфликта велись зимой 1993-1994 гг., то есть при наличии уже всех четырех резолюций. Не случайно именно Россия смогла помочь прекратить огонь в Карабахе.

 

18 лет перемирия – вполне достаточный срок для выхода сторон конфликта на взаимоприемлемое решение, но полярными, взаимоисключающими установками стороны затягивают этот процесс. Нужен прорыв, но вряд ли он возможен в ближайшее время, если стороны будут несговорчиво придерживаться прежних позиций.                              ЭкономикаСпортКультураИТ и Технологии

 

 

12.05.2012