Арминфо, 5 октября 2015

 

Владимир Казимиров: Всем кому мерещится заинтересованность России в карабахском конфликте, следует «разочаровать» ее взаимными уступками и его урегулированием

Посол в отставке, первый заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, глава посреднической миссии России, сопредседатель МГ ОБСЕ в 1992-1996 Владимир Казимиров в интервью АрмИнфо обозначает причины эскалации ситуации на армяно-азербайджанской госгранице и линии соприкосновения карабахских и азербайджанских ВС, комментирует ход переговоров по урегулированию конфликта.

Давид Степанян, понедельник, 5 октября, 12:59

 

 В течение всего двух дней в результате ракетных обстрелов азербайджанских ВС сел  Тавушской области Армении и позиций Армии обороны НКР погибло трое мирных жителей и четверо военнослужащих. Поделитесь Вашим видением целей перехода бакинского режима от стрелкового оружия к артиллерийскому, и главное мотивации запредельного нагнетания ситуации не только на линии соприкосновения, но и непосредственно на границе с Арменией.

 

Мы уже говорили с Вами о двух первопричинах инцидентов на линии соприкосновения и на армяно-азербайджанской границе: 1) об отказе Баку развести войска от линии соприкосновения после достижения прекращения боевых действий в 1994 г. и даже приближении в ряде мест азербайджанских позиций к армянским; и 2) об установке Баку «не давать покоя оккупантам» с учётом его армянофобии и  внутриполитических расчётов – вместо серьёзного поиска разрешения проблем за столом переговоров. Что касается применения в инцидентах не только стрелкового оружия, то это тоже вписывается в линию Баку на их эскалацию ради периодического нагнетания напряжённости в обеих зонах соприкосновения вооружённых сил. К этому можно добавить фактическое отрицание (но молчком!) самого существования Соглашения об укреплении режима прекращения огня от 4 февраля 1995 г.

 

Скажите, в чем для Баку смысл или выгода невыполнения этого соглашения?  

 

Всего в карабахском конфликте было лишь два соглашения: о прекращении огня с 12 мая 1994 г. и об укреплении режима прекращения огня. Первое заключено при посредничестве России, второе – по линии ОБСЕ, при содействии российско-шведского сопредседательства Минской группы СБСЕ. Оба соглашения не нравятся Баку тем, что заключены с равноправным участием Нагорного Карабаха и без участия азербайджанской общины НК (она и не могла участвовать, ибо не имела своих вооружённых сил и других черт стороны конфликта) и тем, что оба – бессрочны (по умолчанию). Фактически Азербайджан нарушает или не выполняет оба эти соглашения. Прямо критиковать или отвергать их официальный Баку не может, ибо в их заключении участвовал лично Гейдар Алиев (во втором это видно и из самого текста). Поэтому срывают их молча, будто их и не было. Ереван и Степанакерт не раз предлагали вернуться к выполнению соглашения от 1995 г., но Баку и не желает слушать их. Это не мешает ему заявлять, будто Азербайджан зарекомендовал себя надёжным партнёром. Нежелание выполнять официально взятые на себя обязательства – позор для любого государства. Об этом надо говорить чуть ли не ежедневно в разных СМИ и на всяких форумах. Удивляет терпимость  и армян, и сопредседателей МГ ОБСЕ, хотя они тоже не раз напоминали Баку об этом соглашении.

 

Американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик считает, что разногласия между США и Россией не мешают тесному взаимодействию Вашингтона и Москвы в формате МГ ОБСЕ для достижения прогресса в нагорно-карабахском урегулировании. Поделитесь Вашим прогнозом перспектив подобного взаимодействия?    

Насколько мне известно, взаимодействие между Россией и США в карабахских делах в целом сохраняется, несмотря на весьма противоречивое развитие их отношений. Не склонен впадать в прогнозы, но это сотрудничество стоит ценить и оберегать.

 

Знающий о карабахском урегулировании не понаслышке, главный советник нацбезопасности первого президента Армении Ашот Манучарян убежден, что народы Армении и Азербайджана давно нашли бы общий язык в разрешении нагорно-карабахского конфликта, “если бы не позиция международного сообщества, помешавшего процессу созданием МГ ОБСЕ, которая до сего дня дала конфликту лишь название и разработку путей его разрешения”. Поделитесь Вашей оценкой деятельности МГ за все эти годы.  

 

Мне кажется, что лучше избегать крайних суждений о деятельности МГ ОБСЕ – и в её критике, и в захваливании. Лично мне довелось в своё время и критиковать её, особенно за недооценку важности прекращения военных действий и противодействие более успешному российскому посредничеству, и активно сотрудничать с МГ. Кстати, все её предложения по прекращению огня были изначально выдвинуты Россией. Кое-кто из сторон конфликта специально перебрасывает на МГ свои собственные грехи. Суть дела в том, что процесс урегулирования тормозят завышенные, не вполне реалистические требования самих сторон конфликта и их негибкость. А одна из сторон, уже отличившись невыполнением официально подписанных документов, научилась также «отползать» даже от, казалось бы, согласованного. Причём тут Минская группа ОБСЕ?  

 

На фоне серьезного нагнетания ситуации вокруг карабахского конфликта, в Нью-Йорке состоялась встреча глав МИД Армении и Азербайджана с сопредседателями МГ ОБСЕ и еще до конца не смолкли разговоры о планирующейся встрече президентов. В чем сегодня, на Ваш взгляд, помимо торга заключается смысл подобных мероприятий, учитывая, что в ответ на убийство мирных жителей карабахская армия уничтожила около десятка солдат противника?  

 

Вместо ответа могу лишь спросить: чем лучше, чем выгоднее для обоих народов отсутствие контактов на уровне их президентов или министров? Конечно, все ждут от этих встреч реальных результатов и разочарованы их отсутствием. Но в них есть свой позитив, хотя почти незаметный. Осуждать надо инциденты, а не эти встречи.

 

Отсутствие действенных шагов, помимо вооружения, как Армении, так и Азербайджана, для подтверждения статуса России как страны-сопредседателя МГ ОБСЕ по разрешению карабахского конфликта дает основания заинтересованным акторам утверждать о заинтересованности Москвы в сохранении напряжения на границах между Азербайджаном Арменией и Нагорным Карабахом. Поделитесь Вашим видением ситуации.  

 

Чего только не наговаривают на Москву! Будто она и разожгла серию конфликтов на пространстве СССР. Только забывают упомянуть, что массовое кровопролитие в карабахском конфликте и во всех других на постсоветском пространстве прекращено как раз при посредничестве России. Раз кому-то мерещится заинтересованность Москвы в напряженности между тремя сторонами карабахского конфликта, то возьмите и «разочаруйте» её взаимными уступками и скорейшей договорённостью между собой, завершением конфликта. Ведь это зависит в первую очередь от самих сторон!  

Россия не скрывает своей подлинной заинтересованности в поддержании и развитии добрых и плодотворных отношений, как с армянами, так и с азербайджанцами, что подтверждено и многообразными связями с их государствами, и наличием двух крупных диаспор на её территории. Если кто озабочен подтверждением статуса России как сопредседателя МГ ОБСЕ, пусть поищет ответ на простой вопрос: кто сделал для урегулирования карабахского конфликта больше, чем Москва?