Текст выступления В.Н. Казимирова

на конференции РСМД «Россия – Турция»

(Москва, 15 октября 2015 г.) – не публиковалось

 

Весьма важен вопрос о возможностях взаимодействия России и Турции в разрешении конфликтов в смежных регионах, в том числе на Южном Кавказе. Своей напряжённостью и даже опасностью возобновления военных действий больше других угрожает и России, и Турции нагорно-карабахский конфликт. Эта угроза уже 20 лет блокирует поиски его мирного урегулирования.

Россия опасается дальнейшей дестабилизации обстановки в таком чувствительном регионе, как Закавказье и её влияния на Северный Кавказ. Конфликтов возле Турции и так немало (Сирия, Ирак и др.). Война в  Карабахе ещё больше осложнила бы положение вокруг Турции.

У обеих наших стран есть естественный и немалый интерес, чтобы избежать возобновления военных действий вокруг Карабаха. Им надо активизировать свои усилия в этом направлении. К тому же был полезный опыт взаимодействия наших стран по Карабаху в рамках Минской группы, в более узких форматах и даже в двустороннем плане. До сих пор помню своих турецких коллег по поискам урегулирования в Карабахе в 90-е годы: Бильгин Унан, Сельджук Коркуд, Джандан Азер, Волкан Вурал, Омер Эрсун, Селим Караосманоглу, Айхан-бей Камель.

Хотелось бы поддержать призывы Оздема Санберка и Халиля Акынджи к урегулированию карабахского конфликта. Насколько понимаю, они ратуют за его мирное политическое разрешение, жаль, что прямо не сделали на этом акцента. Санберк и Акынджи подчеркнули лишь один из трёх базовых принципов ОБСЕ для урегулирования этого конфликта: неприменение силы, территориальная целостность и право народов на самоопределение. Оставляя поиск самого урегулирования за Минской группой и её сопредседателями, Россия и Турция могли бы сосредоточиться на главном: на неприменении силы, недопущении военных действий вокруг Карабаха.   

Общая заинтересованность России и Турции поможет им активно взаимодействовать в этом. Вклад Турции в карабахское урегулирование и смягчение тем самым армяно-турецких отношений оздоровили бы политическую обстановку в регионе. С учётом разных возможностей России и Турции можно согласиться с давним предложением Анкары о разделении ролей в работе со сторонами этого конфликта. Как представляется, России легче иметь дело с армянскими стороны, а Турции – с Баку.

Ситуация в этом конфликте давно и серьёзно усугублена тем, что его стороны уклонились от незамедлительного выполнения резолюций Совета Безопасности ООН по Карабаху. Почти одновременно с принятием первой такой резолюции 822 прошли в Москве переговоры представителей России, США и Турции для подготовки предложений сторонам конфликта. По  итогам этих переговоров (апрель-май 1993 г.) Россия, США и Турция прямо запросили Баку, Ереван и Степанакерт, готовы ли они немедленно и целиком в том, что их касается, выполнить резолюцию СБ ООН 822, обязательную для всех. Две стороны согласились, а третья сторона – инициатор принятия этой резолюции - даже не ответила на этот запрос. Затем военными действиями было сорвано выполнение и резолюций СБ ООН 853, 874 и 884.

Война продолжалась ещё более года. Последствия этого общеизвестны (множество жертв и иных потерь).

С тех пор прошло уже 22 года. Многое изменилось, но реальных достижений в  переговорах нет, кроме общего прекращения огня в 1994 г. Но множатся слишком опасные инциденты. Заключено лишь два официальных соглашения. Одно из них плохо соблюдается, другое не выполняется вообще. А ведь договоры должны соблюдаться (расtа sunt servanda). Давно пора потребовать этого от всех сторон конфликта.

Только так можно снять угрозы возобновления военных действий, новых жертв и потерь, которые явно противоречат интересам азербайджанского и армянского народов, а также нашим - России и Турции. И нам надо взаимодействовать в этом, лучше - согласованно.