|
«Российская
газета», 26 марта 1994 г. |
|
|
Нагорный Карабах:
|
|
|
БЕЗ ПОСРЕДНИКА НЕ ОБОЙТИСЬ
|
|
|
Сейчас возродилась надежда на возможность
выхода из тупика карабахского конфликта. Об этом рассказывает специальный представитель
Президента Российской Федерации в переговорном процессе политического
урегулирования в Нагорном Карабахе, руководитель посреднической миссии
России Владимир КАЗИМИРОВ. |
|
|
Сначала
при посредничестве министра обороны России Павла Грачева участники конфликта
подписали протокол о прекращении военных действий и разводе войск, затем
состоялась встреча председателей Верховных Советов Армении и Азербайджана
Бабкена Араркцяна и Расула Гулиева. Полным ходом идёт подготовка большого политического соглашения о прекращении конфликта при посредничестве России. Работа над этим соглашением охватывает все главные вопросы первой фазы урегулирования, которое, по мнению российского дипломата, может быть только поэтапным. Абсолютный приоритет имеет прекращение огня и военных действий - это ключ к решению всех проблем. Чтобы оно было надёжным, необходим механизм, сводящий к минимуму возможности возобновления боевых действий. Лишь при надёжности прекращения кровопролития можно решать другие головоломки. Наиболее эффективным средством закрепления
прекращения военных действий было бы размещение разъединительных
миротворческих сил. МИД РФ ставит вопрос о такой многосторонней операции.
Для неё нужны - международные мандат и финансирование. Российские войска в
одиночку, уверяет Владимир Казимиров, в зоне конфликта размещаться не будут -
это однозначно. У России здесь нет никаких «имперских» амбиций, в которых её
заподозрили на Западе. В упомянутом протоколе встречи министров обороны ничего
и не говорится о буферных силах — только о разводе сил и наблюдателях. Порядок осуществления протокола министров обороны видится таким.
Стороны разводят силы со своих позиций назад - так, чтобы они были
недосягаемы для огня друг друга.
Тяжёлые вооружения должны быть отведены минимум километров на 20 с каждой
стороны. Формирования, вооруженные стрелковым оружием, должны быть разведены
от линии соприкосновения симметрично - так, чтобы создать между сторонами
зону взаимной безопасности, где устанавливается контроль смешанных постов
наблюдения. Намного сложнее, но в принципе возможен
и асимметричный развод сил сторон, однако в таком случае он должен быть
надёжно сбалансирован за счёт глубины дистанции и регулирования количества сил на новом рубеже. Коллизия в том, что азербайджанцы не желают «пятиться» ещё дальше
вглубь собственной территории, а карабахские армяне очень не хотят «просто
так» оставлять завоёванные рубежи. По сей день и у тех, и у других эмоции
довлеют над логикой. В нынешней накалённой атмосфере практически невозможны
договоренности без содействия посредника. И всё же главная предпосылка -
смена военного, милитаристского подхода у самих участников конфликта
рациональным политическим подходом. Без этого из трясины противоборства не
выбраться. Закрепление прекращения военных действий откроет следующий этап -
переход к ликвидации основных негативных последствий конфликта, в первую
очередь к освобождению захваченных в ходе боёв территорий. После
обеспеченного присутствием наблюдателей прекращения боевых действий тех отговорок,
на которые сегодня богаты обе стороны, не будет. Тогда можно приступить к
восстановлению транспортных и
энергетических коммуникаций, к возвращению беженцев, число которых превысило миллион. К сожалению, мирный процесс осложнён жестокостью этого конфликта. В
нём нарушаются все нормы гуманитарного права - прежде всего Женевские
конвенции 1949 года и Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов. Много жертв
среди гражданского населения. Обычное дело - ракетно-артиллерийские обстрелы
и воздушные бомбардировки населённых пунктов, захват заложников (в том числе
по заказу частных лиц для обмена на своих пленных родственников), жестокое
обращение с пленными, вплоть до расправ на месте. Только на последующем, третьем этапе, когда уже пойдёт преодоление
последствий конфликта, можно переходить к центральной проблеме -
определению будущего правового статуса Нагорного Карабаха. В МИД России считают, что эти три этапа не должны расчленяться искусственно. Желательно, чтобы они максимально
стыковались, а когда возможно, даже частично совмещались друг с другом.
Паузы опасны, они могут создавать впечатление замораживания неурегулированной
ситуации, что будет усиливать взаимное недоверие. Главное, конечно, в том, как и когда будет решаться основной вопрос,
из-за которого, собственно, и загорелся сыр-бор - о статусе Нагорного
Карабаха. Если попытаться ввести сейчас в переговоры эту тему, эффект
практически будет один - накал страстей, продление кровопролития. Переговорный
процесс неизбежно застопорится, а военные действия разгорятся с новой
силой. Кстати, обнадёживает, что по этому вопросу (единственному!) у всех
сторон есть согласие - и Ереван, и Степанакерт, и Баку, да и Москва считают,
что статус должен определяться на последнем этапе и, что крайне важно, на
основе компромисса. Попытки решать эту проблему по принципу «территории за статус»
являются по сути плохо прикрытой формой силового решения конфликта и уже
поэтому несостоятельны. И надо, наконец, осознать, что уклонение от соблюдения
договоренностей, срыв выполнения документов, подписанных высокими
должностными лицами - совсем не тот путь, который ведёт к миру и
стабильности. Никто, кроме руководства сторон, не решит эту задачу.
|
|
|
Записал
Владимир ТЮРКИН.
|
|