«Российская газета», 26 марта 1994 г.

 

 

 Нагорный Карабах:

 

 

БЕЗ ПОСРЕДНИКА НЕ ОБОЙТИСЬ

 

 

 Сейчас возродилась надежда на возможность выхода из тупика карабахского конфликта. Об этом рассказывает специальный представитель Президента Российской Фе­дерации в переговорном процессе политического урегули­рования в Нагорном Караба­хе, руководитель посредни­ческой миссии России Влади­мир КАЗИМИРОВ.

 

 

 

 Сначала при посредничест­ве министра обороны России Павла Грачева участники конфликта подписали прото­кол о прекращении военных действий и разводе войск, за­тем состоялась встреча председателей Верховных Советов Армении и Азербайджа­на Бабкена Араркцяна и Расула Гулиева.

Полным ходом идёт подго­товка большого политическо­го соглашения о прекраще­нии конфликта при посред­ничестве России. Работа над этим соглашением охватыва­ет все главные вопросы пер­вой фазы урегулирования, которое, по мнению российс­кого дипломата, может быть только поэтапным. Абсолют­ный приоритет имеет прекращение огня и военных действий - это ключ к ре­шению всех проблем. Чтобы оно было надёжным, необхо­дим механизм, сводящий к минимуму возможности во­зобновления боевых дейст­вий. Лишь при надёжности прекращения кровопролития можно решать другие головоломки.

Наиболее эффективным средством закрепления прек­ращения военных действий было бы размещение разъе­динительных миротворческих сил. МИД РФ ставит вопрос о такой многосторон­ней операции. Для неё нуж­ны - международные мандат и финансирование. Российские войска в одиночку, уверяет Владимир Казимиров, в зоне конфликта размещаться не будут - это однозначно. У России здесь нет никаких «имперских» амбиций, в ко­торых её заподозрили на За­паде. В упомянутом прото­коле встречи министров обороны ничего и не говорится о буферных силах — только о разводе сил и наблюдателях.

Порядок осуществления протокола министров оборо­ны видится таким. Стороны разводят силы со своих пози­ций назад - так, чтобы они были недосягаемы для огня друг друга. Тяжёлые воору­жения должны быть отведе­ны минимум километров на 20 с каждой стороны. Формирования, вооруженные стрелковым оружием, долж­ны быть разведены от линии соприкосновения симметрич­но - так, чтобы создать меж­ду сторонами зону взаимной безопасности, где устанавливается контроль смешанных постов наблюдения. Намного сложнее, но в принципе воз­можен и асимметричный раз­вод сил сторон, однако в таком случае он должен быть надёжно сбалансирован за счёт глубины дистанции и регулирования  количества сил на новом рубеже.

Коллизия в том, что азер­байджанцы не желают «пя­титься» ещё дальше вглубь собственной территории, а карабахские армяне очень не хотят «просто так» оставлять завоёванные рубежи. По сей день и у тех, и у других эмо­ции довлеют над логикой. В нынешней накалённой атмосфере практически невоз­можны договоренности без содействия посредника. И всё же главная предпосылка - смена военного, милитарист­ского подхода у самих участ­ников конфликта рациональным политическим подходом. Без этого из трясины противоборства не выбраться.

Закрепление прекращения военных действий откроет следующий этап - переход к ликвидации основных нега­тивных последствий конфликта, в первую очередь к освобождению захваченных в ходе боёв территорий. Пос­ле обеспеченного присутстви­ем наблюдателей прекраще­ния боевых действий тех от­говорок, на которые сегодня богаты обе стороны, не будет. Тогда можно приступить к восстановлению  транспорт­ных и энергетических ком­муникаций, к возвращению беженцев,  число которых превысило миллион.

К сожалению, мирный про­цесс осложнён жестокостью этого конфликта. В нём на­рушаются все нормы гума­нитарного права - прежде всего Женевские конвенции 1949 года и Гаагские конвен­ции 1899 и 1907 годов. Много жертв среди гражданского населения. Обычное дело - ракетно-артиллерийские об­стрелы и воздушные бомбардировки населённых пун­ктов, захват заложников (в том числе по заказу частных лиц для обмена на своих пленных родственников), жестокое обращение с пленны­ми, вплоть до расправ на ме­сте.

Только на последующем, третьем этапе, когда уже пой­дёт преодоление последствий конфликта, можно перехо­дить к центральной пробле­ме - определению будущего правового статуса Нагорного Карабаха.

В МИД России считают, что эти три этапа не должны расчленяться  искусственно. Желательно, чтобы они мак­симально стыковались, а ко­гда возможно, даже частично совмещались друг с другом. Паузы опасны, они могут создавать впечатление замораживания неурегулирован­ной ситуации, что будет уси­ливать взаимное недоверие.

Главное, конечно, в том, как и когда будет решаться основной вопрос, из-за кото­рого, собственно, и загорелся сыр-бор - о статусе Нагорно­го Карабаха. Если попытать­ся ввести сейчас в перегово­ры эту тему, эффект практи­чески будет один - накал страстей, продление кровопролития. Переговорный про­цесс неизбежно застопорится, а военные действия разгорят­ся с новой силой. Кстати, об­надёживает, что по этому вопросу (единственному!) у всех сторон есть согласие - и Ереван, и Степанакерт, и Баку, да и Москва считают, что статус должен опреде­ляться на последнем этапе и, что крайне важно, на основе компромисса.

Попытки решать эту проб­лему по принципу «территории за статус» являются по сути плохо прикрытой фор­мой силового решения конф­ликта и уже поэтому несос­тоятельны.

И надо, наконец, осознать, что уклонение от соблюдения договоренностей, срыв выпол­нения документов, подписан­ных высокими должностны­ми лицами - совсем не тот путь, который ведёт к миру и стабильности. Никто, кро­ме руководства сторон, не решит эту задачу.

 

 

 Записал Владимир ТЮРКИН.