«Сегодня», 14 октября 1994 г.

 

 

РОССИЯ И «МИНСКАЯ ГРУППА» СБСЕ

 

 

 

 Настало время сказать правду о роли некоторых «посредников» в карабахском урегулировании

 

 

 

 Пять месяцев в Карабахе не льётся кровь. Но прекращение огня, достигнутое при содействии России, пока что не удалось претворить в прочный мир. Почему ни России, ни так называемая минская группа Совещания по безопасности сотрудничеству в Европе (СБСЕ) никак не могут добиться этого? На этот вопрос свой ответ даёт посол по особым поручениям Владимир Казимиров, возглавляющий российскую посредническую миссию и представляющий Россию в «минской группе».

 

 

 

 Владимир Казимиров,

    посол по особым поручениям

 

 

В последнее время много говорится и пи­шется о том, что в процессе карабахско­го урегулирования усиливаются проти­воречия между Россией и СБСЕ. Расхо­ждения, действительно, есть, но не с СБСЕ, а внутри его «минской группы», где представлены вместе с конфликтую­щими сторонами 11 государств. Еще точ­нее — с несколькими довольно влиятель­ными членами «нейтральной девятки».

Взаимоотношения России как по­средника с некоторыми партнерами по этой группе отягощаются их назойливой претензией на центральную роль «мин­ской группы» в карабахском урегулиро­вании. По существу это попытка ума­лить самостоятельную посредническую роль России.

Россия острее других стран воспринимает этот конфликт и раньше всех, задолго до «минской группы», последовательно выступала посредником – самостоятельно или вместе с другими участниками из СНГ. Её возможности, вытекающие прежде всего из теснейших уз с народами Закавказья, уникальны. Отсюда и результаты российского посредничества, включая прекращение огня, которое держится уже пять месяцев.  

Заметим, что некоторые наши парт­неры по «минской группе» активизиру­ются, как правило, когда России удастся добиться каких-то сдвигов. Их настойчи­вость в пропаганде «центрального» зна­чения «минской группы» явно несораз­мерна с тем, что ей реально удалось сде­лать. Стоит обратить внимание на то, как фабрикуется некоторыми западными кругами миф о плодотворности «мин­ской группы». То в Европейском Союзе, то в Парламентской ассамблее СБСЕ од­но за другим штампуются специальные заявления в поддержку «минской груп­пы» и её руководства с выражением бла­годарности и полного доверия. Посколь­ку щедрые авансы славословия пока не­чем подкрепить в реалиях жизни, выпи­рает их подлинная цель — игнорировать усилия Российской Федерации и припи­сать достигнутое «минской группе».

   Иногда, правда, действуют несколько по-иному: отдают словесную дань «решающему вкладу» России. А на деле – продолжают оттеснять её от посредничества.

Творится миф о каком-то «плане СБСЕ» по карабахскому урегулирова­нию. Если не считать довольно уязви­мого прошлогоднего графика, который не все участники конфликта смогли при­нять, то никакого цельного плана у «минской группы» нет. Именно поэтому её руководство под предлогом создания «консолидированного мирного плана» попыталось было прибрать к рукам российский проект «большого» политиче­ского соглашения, но подвела неумерен­ность в желании переиначить его.

Карабахский конфликт оказался пер­вым в опыте миротворчества СБСЕ. Оно почти не имеет опыта урегулирования конфликтов, нет у него ни мандата, ни механизмов, ни финансирования для проведения масштабных миротворческих операций. А «минская группа» вообще не имеет ни решения о своём создании, ни чёткого мандата. Поэтому она хвата­ется за всё, чтобы оправдать претензии на «центральную роль».

Личный представитель Действующего председателя СБСЕ после своей поездки в регион в октябре 1993 года рекомендо­вал, в частности, подвергнуть вниматель­ному рассмотрению формы и методы урегулирования карабахского конфлик­та. Это отмечалось и в докладе о деятель­ности СБСЕ за 1993 год. Ведь будем от­кровенны, «минская группа» за два с по­ловиной года своей деятельности не все­гда избирала верные ориентиры и при­оритеты, не раз запаздывала с определением своей позиции. Например, только к концу 1993 года в «минской группе» бы­ла осознана и признана приоритетность прекращения огня во всём процессе урегу­лирования. Сама «минская группа» ни разу не добилась прекращения огня, что не мешало ей, когда России удавалось остановить кровопролитие, заносить это в свой актив. Характерен и такой случай: председатель «минской группы» г-н Рафаэлли после длительной переписки получил от высших руководителей конфликтующих сторон право назначить дату прекращения военных действий, но так и не воспользовался им. Остаётся только догадываться: почему?

Вплоть до сентября 1993 года «мин­ская группа» избегала признания того, что в конфликте участвуют три стороны. Она также долгое время не желала рабо­тать над Соглашением как юридическим документом, обязательным для всех сто­рон. Предпочтение отдавалось менее оп­ределенным формам, вроде графика, плана и т. п. Многие месяцы оказыва­лось упорное противодействие нашей идее создания совместной координаци­онной комиссии, за которую так ратуют сейчас некоторые члены группы.

К осени 1993 года Россия первой пришла к выводу, что для урегулирова­ния конфликта недостаточно наблюдателей — нужна миротворческая операция с использованием сил разъединения вою­ющих сторон. Это предложение России долго блокировалось. Теперь же лихорадочно изыскиваются контингенты для создания многонациональных сил СБСЕ. Совсем недавно воспринята, наконец, элементарная идея разведения войск про­тивоборствующих сторон.

Более пяти месяцев поддерживается режим прекращения огня. Однако «мин­ская группа» не торопится с размещени­ем наблюдателей СБСЕ. А ведь председа­тель группы г-н Элиассон на протяже­нии ряда месяцев утверждал, что это са­мая первоочередная задача, настаивал на заключении специального соглашения.

Примеры такого рода ошибок можно продолжить. Заметим, что Россия не от­малчивалась в ходе обсуждения всех этих вопросов в «минской группе».

Оппоненты пытаются отыскать про­тиворечие между нашей постановкой во­проса о том, что СБСЕ должно играть центральную роль в обеспечении безо­пасности и стабильности в европейском регионе, и нашим критическим подхо­дом к работе «минской группы», к её ре­альной роли. Но противоречия тут нет. Невысокая эффективность «минской группы» и побуждает нас, в частности, добиваться превращения СБСЕ в полно­кровную региональную организацию.

Основополагающий документ по ка­рабахскому урегулированию - решение Совета СБСЕ от 24 марта 1992 года - показывает, что министры иностранных дел стран-членов этой организации исхо­дили из важной, но не исключительной роли СБСЕ. Они исходили из концепции взаимодополняющих скоординирован­ных усилий, но не из идеи монопольно­го ведения всего процесса урегулирова­ния исключительно в рамках СБСЕ. За­метим, что еще ни одно соглашение по урегулированию конфликтов на терри­тории бывшего СССР не заключалось под эгидой СБСЕ, не подписывалось его представителем. По согласованию со сторонами в карабахском конфликте российский посредник впервые проявил готовность указать в преамбуле своего проекта Соглашения о прекращении вооруженного конфликта, что оно за­ключается «под эгидой СБСЕ», а также предложил председателю Минской кон­ференции подписать это соглашение от имени СБСЕ (наряду с СНГ и Россией).

Однако ряд членов «минской груп­пы» не желает ни подписи, ни даже упо­минания СНГ, лишь снисходительно до­пуская упоминание «государств — участ­ников СНГ». В то время как в докумен­тах СБСЕ, принятых на высшем уровне, прямо указывается возможность исполь­зования механизма Содружества независимых государств по поддержанию мира (Хельсинкский документ 1992 года, раз­дел III, пункт 52). Добавим, что в отли­чие от «минской группы» Организация Объединённых Наций добивается мак­симального привлечения региональных и субрегиональных организаций

Взаимодополняемость и координация усилий ООН, СБСЕ, СНГ и Российской Федерации — вот путь к скорейшему дос­тижению успеха. Соотношение ролей вряд ли должно быть раз навсегда дан­ным — оно может изменяться по мере развития мирного процесса. Ясно, что на данном этапе в силу ряда объективных факторов роль «локомотива» играет Россия.

Ждать, когда СБСЕ обретёт способ­ность к проведению масштабных миро­творческих операций, значит завязнугь в неопределённости, потерять несколько драгоценных месяцев. А ведь полагаться на то, что нынешнее прекращение огня бессрочно, нельзя - необходимо как можно скорее заключить политическое соглашение о прекращении вооруженно­го конфликта.

Роль СБСЕ в карабахском урегулиро­вании должна возрастать в реальной жизни, а не на бумаге. Важными этапами в этом смысле станут размещение на­блюдателей СБСЕ, открытие Минской конференции. Но пока ведь нет ни того, ни другого.

Не мы противопоставляем усилия России «минской группе». Мы считаем, что работаем в одном направлении и должны координировать усилия, поддер­живать друг друга. Однако некоторые представители в «минской группе» руко­водствуются не столько задачами пре­кращения конфликта, сколько своими политическими и экономическими ин­тересами в Закавказье. Ради корыстных целей, не связанных с урегулированием, они по сути дела подвергают СБСЕ рис­ку дискредитации, пытаясь использовать его структуры в качестве ширмы для сво­их геостратегических комбинаций. Не хотят ли вообще ввести для СБСЕ «двой­ной» стандарт: главенствующая роль на Востоке и скромная — на Западе?

Постоянные помехи российскому по­средничеству в карабахском урегулирова­нии чинятся потому, что далеко не всем нравится эта активная роль России. Не дай бог, она приведёт к укреплению её влияния в регионе, к оживлению инте­грационных процессов на пространствах СНГ! Характерно в этом смысле рассуж­дение одного американского политика насчёт того, что лучше нестабильность, чем восстановление российского влия­ния в Закавказье.

Необходимо положить конец губитель­ным для «минской группы» дискуссиям о «распределении ролей», навести порядок в её деятельности, чётко определить её мандат, сконцентрироваться на существе тех проблем урегулирования, которые бу­дут отнесены к её задачам.