|
«Международная жизнь», №6, июнь |
|
|
Журнал без
согласования с автором поместил статью
без псевдонима, но с
сокращениями и даже искажениями.
Здесь приведён
оригинальный, авторский текст
|
|
|
В.Казимиров
|
|
|
ОБЩУЮ БОЛЬ – СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ
(о вкладе СНГ в прекращение кровопролития вокруг
Карабаха)
|
|
|
Трагическое противоборство между армянами и азербайджанцами в Нагорном
Карабахе и вокруг него продолжалось с К сожалению, до сих пор не найдено мирное решение сложнейших проблем этого межэтнического вооруженного конфликта, самого первого в истории СССР, наиболее длительного и ожесточенного. Два многострадальных соседних народа и поныне испытывают на себе последствия опустошительной войны. В последние годы сложилось положение, которое характеризуют формулой «ни войны, ни мира». Много лет в разных формах идут труднейшие переговоры в поисках взаимоприемлемых компромиссов. Но как бы ни было трудно, самое главное – не льётся больше кровь азербайджанцев и армян. Жизнь будто хочет подтвердить поговорку «худой мир лучше доброй ссоры». Руководство
Азербайджана, Армении, а также Нагорного Карабаха, да и международное
сообщество, неудовлетворенные затянувшимся
противостоянием, продолжают следить за переговорным процессом,
миротворческими усилиями отдельных государств и международных организаций. В
том числе в рамках «минского процесса» ОБСЕ, где с О
карабахском конфликте и его мирном урегулировании немало сказано и написано.
Однако до сих пор обходят вниманием вклад
СНГ в прекращение этого кровопролития в Закавказье. Он малоизвестен
широкой общественности, особенно на Западе, где официальные круги ряда
государств норовят вообще не признавать Содружества как такового. Непринятие
роли СНГ в карабахском урегулировании проявлялось и правительствами ряда
стран-участниц «Минской группы». Что же касается СМИ, то, возможно,
российская пресса больше освещала усилия Москвы, а западная, превозносившая
на все лады деятельность «Минской группы», крайне скупа даже на оценки самоочевидного
вклада России, а уж о роли СНГ ей вообще говорить не приходилось. Конечно,
практически невозможно провести чёткую грань между тем, что делала для
прекращения военных действий в Карабахе Россия, и тем, что предпринималось по
линии СНГ – это переплетено теснейшим образом. Не раз именно Россия,
председательствовавшая в органах СНГ, была инициатором рассмотрения проблемы
в структурах Содружества. Её стремление использовать возможности СНГ в целях
ликвидации конфликта в Карабахе вполне естественно. Необходимо
восполнить возникший пробел, напомнить хотя бы в общих чертах о роли
Содружества в прекращении кровопролития в Карабахе. Конечно, перечень
предпринятого тогда в рамках СНГ – не слишком
занимательное чтиво, однако предать это забвению хотели бы лишь
недоброжелатели Содружества. Участие СНГ
в этих усилиях имеет свою предысторию. Когда руководство СССР не
справилось с задачей разрешения карабахского конфликта, Президенты РСФСР и Казахстана
первыми попытались оказать посреднические услуги. Посредническая миссия
Б.Н.Ельцина и Н.А.Назарбаева в Баку, Гянджу,
Степанакерт и Ереван (20 - 23 сентября Срыв
сторонами достигнутых там договоренностей не умаляет значения железноводской инициативы двух республик СССР, которые
через три месяца вошли в СНГ. Эта встреча стала отправной точкой в создании
условий для начала переговорного процесса. Впервые удалось свести вместе
лидеров всех трёх конфликтующих сторон. Железноводск положил начало
дальнейшей серии встреч их руководителей, начиная с Руководители
стран Содружества 30 декабря В Это были самые первые решения по Карабаху. Примечательно, что руководители стран СНГ договорились информировать о принимаемых решениях ООН, СБСЕ, другие международные организации и страны и при их согласии организовать взаимодействие с ними. Эта изначальная открытость, готовность к сотрудничеству при установке на взаимодополняемость миротворческих усилий, без каких-либо претензий на монополию в урегулировании конфликта будет затем заметно контрастировать с подходом западных держав к карабахскому урегулированию. Азербайджан
тогда ещё не вошёл в состав СНГ. Баку высказал оговорку в отношении киевского
решения. Оно было подписано его представителем с примечанием «Вступает в силу
после ратификации парламентом». Однако тогдашняя администрация Азербайджана
оказалась недолговечной, и не смогла предпринять серьёзных мер для его
ратификации. Почти
одновременно и параллельно с этим
закладывалась основа для миротворческих усилий в рамках общеевропейского
форума - СБСЕ. 24 марта Мало кто знает сегодня, что Минская конференция, а отсюда и «Минская группа», в целом весь минский процесс ОБСЕ обязаны своим названием тому, что намечалось созвать Конференцию именно там, где размещалась штаб-квартира Содружества независимых государств, его Секретариат. На этом основании, как принимающая страна вошла в число её участников Беларусь. Роль
Содружества в карабахском урегулировании возросла после вступления
Азербайджана в СНГ и Договор о коллективной безопасности (сентябрь В
феврале На заседании СГГ СНГ в Москве 15 апреля Через месяц
после этого заявления глав государств СНГ, через
несколько дней после Бишкекской
встречи парламентских делегаций конфликтующих сторон, организованной
руководством Межпарламентской Ассамблеи СНГ 4-5 мая К тому же это довольно уникальное прекращение огня в современной мировой практике - по ряду причин оно поддерживается в необычных условиях: без развода сил сторон от линии их соприкосновения, даже без отвода от неё тяжёлого вооружения, без создания нейтральной полосы или буферной зоны, без размещения в ней разъединительных сил или нейтральных наблюдателей, то есть объективно при повышенной опасности возобновления военных действий. Стоит особо подчеркнуть, что форумы
СГГ СНГ давали не частую в те годы возможность организовать контакты на высшем уровне - встречи руководителей
Азербайджана и Армении, а иногда и всех сторон в конфликте. 23-25 сентября (И поныне такие встречи нередко проходят в дни заседаний СГГ СНГ, иногда с участием главы российского
государства. Так 1 апреля Проблемы Карабаха
рассматривались и на других форумах Содружества. Например, Совет министров иностранных дел 19
июля Иногда по поручению Председателя Совета глав государств СНГ, Президента России некоторые вопросы разрядки ситуации в Карабахе затрагивались и в ходе поездок в регион тогдашнего Исполнительного секретаря СНГ И.М.Коротчени. Немалую роль
в прекращении кровопролития в Карабахе сыграли связи между парламентами стран Содружества. Созданная в В первой
такой поездке 17-21 сентября Контакты
между армянскими и азербайджанскими парламентариями заметно расширились после
присоединения милли меджлиса к МПА СНГ осенью По
инициативе Совета МПА СНГ и МИД России, при содействии Аландского
института мира 21-22 декабря Но не менее важным было завязывание между участниками поездки полезного неформального общения. Ещё по пути на Аландские острова они были приняты мэром Санкт-Петербурга А.А.Собчаком и его первым заместителем В.В.Путиным, ответственным тогда за международные связи мэрии. Подчёркнутое внимание руководства северной столицы России облегчало поиски взаимопонимания между представителями конфликтующих сторон. Контакты между ними продолжались в Петербурге и на обратном пути; в Хельсинки они совместно посетили парламент Финляндии. Особое место в усилиях Межпарламентской Ассамблеи СНГ в целях
прекращения огня заняла встреча
парламентских делегаций Азербайджана, Армении и избранных представителей
Нагорного Карабаха в Бишкеке 4-5 мая Встреча в
Бишкеке по форме стала как бы продолжением симпозиума в Мариехамне.
На неё по приглашению М.Ш.Шеримкулова прибыла делегация Аландских островов (в
качестве гостя и наблюдателя). Однако содержательно Бишкек существенно
отличался от Мариехамна. Если на Аландских островах
имел место своего рода обмен опытом мирного разрешения межнациональных
противоречий, то в столице Киргизии требовалось принять итоговый документ,
сердцевиной которого был призыв по случаю Дня Победы окончательно прекратить
огонь в Карабахе в ночь с 8 на 9 мая В ходе московских переговоров о заключении Соглашения о прекращении вооруженного конфликта, которые велись по инициативе России и при её посредничестве, все стороны одобрили ряд формулировок, касающихся роли СНГ. В преамбуле проекта Соглашения отмечалось, что оно заключается «при содействии СНГ». В частности, в ней подчёркивалось стремление способствовать «утверждению в рамках Содружества независимых государств обстановки мира, стабильности, доверия и сотрудничества». Предусматривалось, что кроме всех конфликтующих сторон под Соглашением поставит свои подписи «тройка»: представитель России, председатель Минской Конференции, представитель СНГ. На этих переговорах присутствовали и наблюдатели от двух структур СНГ (Исполнительный секретариат и МПА). Они не выступали, но могли общаться с участниками в кулуарах, информировали о ходе переговоров свое руководство. Да
американцы и сами пытались прямо действовать в том же направлении. Одно из
подтверждений тому – демарш Госдепартамента США от 17 марта Ведущая роль не на бумаге, а в реальных делах по урегулированию в Карабахе, несомненно, принадлежала России при поддержке СНГ. Это была объективная данность, хотя ни Россия, ни СНГ никогда не претендовали на её закрепление в документах ОБСЕ. Но об этом не раз сами говорили руководители Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха. И если перед саммитом ОБСЕ в Будапеште западные державы в поисках компромисса оказались вынуждены открыто признать «решающий вклад Российской Федерации», то это было сделано вовсе не по инициативе Москвы. 2. Заслуживает внимания активное участие Межпарламентской Ассамблеи СНГ и парламентариев в процессе прекращения противоборства. Это стало весьма важной частью подготовки поворота общественного мнения и шагов исполнительной власти в направлении политического решения конфликта. 3. Опыт полезной активности и настойчивости СНГ на первой стадии карабахского урегулирования, несомненно, может быть полезен в разрешении других конфликтов на постсоветском пространстве и на иных фазах. 4. Взаимодействие России и СНГ в обеспечении прекращения огня в Карабахе подтвердило жизнеспособность базовой установки на взаимодополняемость миротворческой деятельности различных международных организаций и государств при урегулировании вооружённого противоборства. Инициативы РФ и СНГ не только не мешали друг другу, а вели к их взаимообогащению, создавали более благоприятные условия для дальнейших шагов к единой цели. 5. Карабах показал, что «умозрительные» споры о «распределении ролей» больше наносят ущерб делу урегулирования. Назойливая претензия на центральную роль «минской группы» ОБСЕ, некую монополию на миротворчество и посредничество стала подобием «детской болезни» в процессе становления общеевропейской организации, а для некоторых кругов США и Европы служила всего лишь ширмой, прикрывавшей их геостратегические расчёты на умаление роли России в Закавказье и игнорирование СНГ. Приписывание себе
главенствующей роли каким-либо государством или международной организацией не
может заменить кропотливой работы
участников миротворческих усилий с целью согласования своих действий и
единообразных выступлений перед сторонами в конфликте, исключения
соперничества между посредниками и недопущения игры сторон в конфликте на возможных расхождениях между ними. 6.
По законам элементарной логики участие региональных политических
организаций в ликвидации кровавых конфликтов в рамках географической сферы их
ответственности является их естественным
правом и в какой-то мере даже обязанностью
(разумеется, с учётом внутренних уставных положений). Оно не может зависеть от
соизволения каких бы то ни было внешних государств или международных
инстанций (не путать с мерами принудительного характера, однозначно требующими решения СБ
ООН). Другие государства и международные структуры,
искренне стремящиеся к мирному разрешению конфликтных ситуаций, а не
занимающиеся геополитическими играми в данном регионе под предлогом
урегулирования, должны быть сами (как ООН) заинтересованы не в отстранении, а наоборот - в привлечении
соответствующих организаций данного региона к миротворческим усилиям, в
координации с ними своих усилий. 7.
Вклад Содружества в существенный прорыв в карабахском урегулировании – прекращение кровопролития совершенно преднамеренно замалчивается на
Западе, что соответствует политике ряда держав в отношении Закавказья
и СНГ в целом. К сожалению, он несправедливо забывается и на
постсоветском пространстве (в России, Азербайджане, Армении и других странах
СНГ). Это на руку лишь недругам СНГ, тем, кто стремится воспользоваться
бедствиями двух народов в своих геополитических интересах, для создания
своего «плацдарма» на Южном Кавказе. 8. Надо признать, что в последние годы органы СНГ несколько ослабили внимание к проблематике карабахского урегулирования, как будто прекращение кровопролития было концом, а не всего лишь началом этого процесса. Необходимо вновь активизировать миротворческие усилия Содружества в Карабахе во взаимодействии с другими партнёрами, придать им новые импульсы, второе дыхание. Тем более что сейчас объективно назревают (и в регионе, и в самом СНГ) определенные предпосылки для нового прорыва в направлении окончательного разрешения конфликта. Вряд ли какая другая международная структура настолько глубоко, как Содружество Независимых Государств, заинтересована в нормализации отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения, в оздоровлении обстановки в Закавказье. Урегулирование вокруг Карабаха без участия Содружества либо при его пассивности было бы совершенно противоестественным, менее эффективным и надежным. Представляется, что эта тема заслуживает внимания тех, кто стремится к ликвидации конфликтов и их последствий на пространствах бывшего СССР. |
|