Газета «Время МН», 26 декабря 2001 г.

 

 

Карабахский тупик

 

 

Эксперт дня: Владимир Казимиров

 

 

Нагорно-карабахский конфликт, самый первый, наиболее крупный и ожесточенный среди тех, что разразились на территории СССР, продолжает удручать своей неурегулированностью. Даже через семь лет после того, как при содействии России удалось прекратить в нем массовое кровопролитие. Долгие ожидания прорыва в переговорном процессе сменились осознанием политико-дипломатического тупика, всплесками пропагандистского дурмана и даже воинственной риторики, что совсем не вяжется с тенденциями к более рациональным международным отношениям, к их оздоровлению.

Причина тупика в основном — взаимная неуступчивость сторон, их неготовность к компромиссам, тщетные потуги добиться друг у друга односторонних уступок. Оказался пока неосуществим мир "без победителей и побежденных". Несостоятельной была в этих условиях и попытка найти всеобъемлющее решение сразу всех спорных вопросов. Такой "пакет" стал тем более недостижим после того, как президенты Азербайджана и Армении решили добиваться своего переизбрания в 2003 году.

Кроме того, в процессе карабахского урегулирования накопилось за 10 лет немало других помех, созданных, как правило, самими сторонами в попытках "перетянуть канат". Некоторые построения так и не достигли своих целей, но продолжают загромождать путь к сближению позиций сторон. Тут и затянувшийся спор о сути явно нестандартного характера этого конфликта, неизбежно проецирующийся на то, кто же является в нем сторонами и кому с кем вести переговоры, и бесконечное препирательство вокруг принципов ОБСЕ: подчеркивание одними приоритетности принципа территориальной целостности государств, другими — права народов на самоопределение, тогда как замалчиваются такие принципы, как мирное разрешение споров, неприменение силы или угрозы силой.

Суть разлада на переговорах можно свести к вопросу: что должно быть устранено в первую очередь — причины или последствия вооруженного конфликта? Армяне делают акцент на причинах и настаивают на определении сначала статуса Нагорного Карабаха, азербайджанцы требуют от них сперва освободить территории, занятые в ходе военных действий. Одни всемерно подчеркивают сложность обеспечения безопасности Нагорного Карабаха, что требует, мол,

сохранения вокруг него "пояса безопасности" из оккупированных территорий; другие взывают к жуткому положению почти миллиона своих (разумеется, только своих!) беженцев и перемещенных лиц, стремящихся вернуться к родным очагам. Все это подается каждым лагерем крайне односторонне, в духе взаимоисключения.

Неубедительна и пропагандистская уловка выборочно трактовать положения четырех резолюций Совета Безопасности ООН, принятых в 1993 году, тогда как ни одна из конфликтующих сторон не отличилась их полным и своевременным выполнением, прежде всего в самой приоритетной части прекращения огня, военных и враждебных действий. А разве не стал контрпродуктивным для азербайджанцев отказ пойти на открытие Минской конференции ОБСЕ, пока не будут выполнены их условия? Стоит напомнить также, что стороны не раз прерывали переговоры или вносили в них сбой.

Грешит сплошными перекосами и передержками пропаганда сторон, рассчитанная в основном на внутреннее потребление, да и то больше на несведущих людей. Вряд ли способна она ввести в заблуждение международных посредников и общественность, но наносит ощутимый вред интересам примирения сторон. Тем не менее ее только раскручивают. Сейчас стороны рьяно обличают друг друга в использовании террористов и наемников. Впрочем, это скорее дань "духу времени".

Но больше всего выпадают из здравой логики настойчивые призывы к силовому решению конфликта, раздающиеся в основном из Баку, но иногда находящие тот или иной отклик и у армян. Те, кто допускает переход к силовым методам якобы для разрешения конфликта (а фактически уже прибегает к угрозе силой!), явно не в ладу не только с Уставом ООН и принципами ОБСЕ. Они непозволительно подзабывают, насколько окрепли вооруженные силы всех сторон за семь последних лет, насколько масштабнее прежних оказались бы военные действия. Неужели нет понимания того, сколько жертв, разрушений и страданий принесла бы обоим народам новая война, как трудно будет ее остановить, да и к каким результатам она может привести? При любом ее исходе и азербайджанцы, и армяне будут еще на многие годы отброшены от развития современной цивилизации. Этого не могут не понимать деятели, занимающие высокие посты, скажем, министры обороны или иностранных дел. А тот, кто понимает, ведет безответственную игру, которая может стать преступлением, прежде всего в отношении своего собственного народа.

Характерно, что при взвинчивании воинственных эмоций всячески замалчивается, что и захват большинства территорий, и появление новых сотен тысяч беженцев были прямым следствием того, что все стороны в поисках успеха упорствовали в продолжении военных действий, а одна из них не раз и не два нарушала тогда достигнутые при содействии России договоренности о прекращении огня или уклонялась от их оформления. Таким образом, в той или иной мере повинны в создавшемся положении все стороны без исключения. Им самим и исправлять его, поскольку посредники могут лишь помочь им в этом.

Слишком застарелый карабахский конфликт должен быть разрешен мирно, а не оставаться в нынешнем опасном состоянии. Его урегулирование требует от сторон решительных мер по оздоровлению обстановки в переговорном процессе, расчистки строительной площадки примирения от политико-дипломатического и пропагандистского хлама и мусора. Если они действительно заинтересованы в международном содействии, то нельзя продолжать и вредоносную пропаганду.

Вместо заманчивой, но тщетной погони за всеобъемлющим пакетным решением сразу всех спорных проблем необходим непрерывный переговорный процесс при активном международном посредничестве, терпеливая работа над постепенным разрешением тех проблем, которые поддаются решению в каждый данный момент, без искусственных увязок одного вопроса с другим. Вместо бесплодных рамочных дискуссий о принципах урегулирования нужен упорный поиск любых взаимоприемлемых прагматических развязок, пусть даже иногда частичных или временных. Необходимо выйти из многолетних искусственных тупиков, порождающих отчаяние, ожесточение и благоприятствующих политическим авантюристам, которым интересы своего народа дороги лишь на словах.

Автор — чрезвычайный и полномочный посол, в 1992-1996 годах — полномочный представитель президента РФ по политическому урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе