|
Выступление на международной конференции «Формирование атмосферы мира,
стабильности и доверия на Южном Кавказе: роль международных и региональных
организаций безопасности» (Ереван, 25-26 апреля |
|
|
Посол Казимиров В.Н. (Россия)
|
|
|
В дискуссиях по
карабахскому урегулированию стороны слишком часто взывают к двум
общепризнанным принципам ОБСЕ: азербайджанцы – к территориальной целостности,
армяне – к праву наций на самоопределение. «Фехтование» вокруг этих принципов
по сути дела бесплодно. Во-первых, нельзя выдергивать из «десятки» принципов
ОБСЕ тот, который больше нравится, утверждать его приоритетность над другими
и оперировать только им. Во-вторых, это умаляет значение остальных принципов,
среди которых для урегулирования конфликта, пожалуй, наиболее уместны и важны
такие, как мирное разрешение споров и неприменение силы или угрозы силой.
В-третьих, принципы ОБСЕ равнозначны и должны браться в совокупности, всей
«десяткой». Перевод дискуссии в плоскость принципов обрекает дело на тупик,
что подтвердил саммит ОБСЕ в Лиссабоне (декабрь Правовые аспекты карабахского конфликта
довольно противоречивы. Армяне дают ссылки на советский закон Я не юрист, но мне представляется, что в
данном вопросе первичнее советский закон. И вот
почему. Ведь и границы-то были советскими, административными, внутрисоюзными.
Нельзя принимать советское наследие выборочно, что подходит, принимаю, что
нет – отвергаю. Это прямой путь к хаосу. Иначе наши коллеги из Украины и
Азербайджана выглядели бы мало убедительно, попросту смешно. Представьте
себе, что отвергая «гнет москалей» в советский
период, Киев утверждал бы, что единственно правильное решение Москвы было
принято по Крыму в Принимая эти «дары» советской власти,
негоже игнорировать остальные решения, в том числе закон о выходе из Союза
ССР. Международное общество, признавая суверенные государства, радуясь
исчезновению СССР и опасаясь ядерного коллапса, не очень учитывало тогда, что
уже есть на постсоветском пространстве трения и даже полномасштабные
конфликты. Другое дело – несуетливый, в сравнительно спокойной обстановке
приём новых членов в НАТО или Евросоюз. Тут уж от новичков требуют решить
спорные проблемы с соседями. Повторяю, в этом деле слово за беспристрастными
юристами, которые учтут и договоры после первой мировой войны, и Лигу наций,
и т.п. Возвращаясь к борьбе вокруг принципов,
стоит подчеркнуть, что решение карабахского конфликта вряд ли будет чисто
юридическим, скорее именно политическим с учетом и других аспектов, в т.ч.
правовых. Поэтому прагматические развязки спорных проблем полезнее рамочных
дискуссий о принципах. Есть еще один фактор, работающий против
завышения значения этой дискуссии. За период с 11 сентября СНГ и его структуры, особенно Совет глав
государств и МПА, сыграли важную роль
в прекращении огня вокруг НК, создавая более благоприятную обстановку для
активных посреднических усилий России. Ни
одна другая международная организация не уделила этому конфликту столько
внимания и на таком уровне. Многие
акции проведены Содружеством на
уровне глав государств, некоторые
– вообще впервые в
многостороннем формате. На счету СНГ: серия встреч лидеров
противоборствовавших сторон; твёрдая установка на приоритет прекращения огня
и военных действий; готовность к направлению наблюдателей и коллективных сил
по поддержанию мира, к гарантированию соглашения между сторонами, а также к
сотрудничеству с ООН, ОБСЕ, со всеми участниками миротворчества в Карабахе. Прекращение огня, достигнутое Россией 8 лет назад, - в отличие
от деятельности минской группы ОБСЕ - практически неотделимо от усилий СНГ! (См.
решение СГГ СНГ 15.IV.94, Бишкекский протокол МПА СНГ 5.V.94). Вряд ли какая
другая международная структура настолько глубоко, как СНГ, заинтересована в
нормализации отношений между АР
и РА, в оздоровлении обстановки в Закавказье (кстати, минская группа ни разу
не откликнулась на призывы глав государств СНГ по Карабаху!). По элементарной
логике участие региональных политических организаций в ликвидации кровавых
конфликтов в рамках своей географической сферы является их естественным правом и в
какой-то мере даже обязанностью
(разумеется, с учётом внутренних уставных положений). Оно не может зависеть от соизволения других, внешних государств или
международных инстанций (другое дело - принятие мер принудительного
характера, которые однозначно требуют решения СБ
ООН). Внешние
государства и международные структуры, искренне стремящиеся к мирному
разрешению конфликтов, а не втягивающиеся в геополитическую тяжбу под
вывеской урегулирования, должны быть (подобно ООН) сами заинтересованы не в отстранении, а, наоборот - в привлечении соответствующих
организаций данного региона к миротворческим усилиям, в координации своих
шагов с ними. Тезисы
выступления посла Казимирова В.Н. (Россия) Убрать искусственные препоны
к урегулированию вокруг Карабаха
1.Карабахский конфликт и развитие
обстановки на Южном Кавказе. Первый, самый крупный,
наиболее сложный. «Легализовал» другие конфликты. ПО. Проецируется на
регион. Возобновление военных действий – коллапс региона! 2. Длительный тупик в урегулировании
после перемирия 12.V.1994 г. Чем вызван? Как винить посредников, если нет
результата 20 встреч ГАА и РСК? 3. Объективные сложности карабахского
урегулирования: -
сложны
и суть конфликта (и внутренний, и внешний), и его правовые
аспекты; -
что первично
и вторично из правовых аспектов? (Курьёзы: Крым + Карабах); - обоюдное недоверие вследствие давних армяно-азербайджанских
распрей; - не преодолён дух конфронтации:
размах и ожесточенность войны 1991-94 гг.; - озабоченности сторон в конфликте многомерны
и «асимметричны»; - общество не настроено на компромисс,
чувствительность спорных проблем; - лидеры скованы, не
имеют прочного внутриполитического тыла. 4. Дополнительные, субъективные помехи
урегулированию: -
максималистские, взаимоисключающие требования сторон по
статусу и безопасности Нагорного Карабаха (НК), а также по Шуше и Лачину; -
нежелание
Баку раскрыть «самую широкую автономию» усугубляет недоверие; - нужен «мир без победителей
и побежденных», но каждый мнит себя победителем; ложная эйфория «победителей»
подводит все стороны; куда продуктивнее «пораженчество» - оба народа явно
страдают от неурегулированности конфликта! - каждая сторона обманывает себя
тем, что время будто бы работает на нее; - тянуть время (тянут все стороны) – значит, передавать вражду
новым поколениям; - изъяны переговорной
культуры: взаимная неуступчивость сторон, стремление выжать односторонние уступки,
неготовность к упорному поиску компромиссов; - нередко эмоции сильнее логики; -
велики
пропагандистские искусы, в основном для внутреннего потребления; - опасность радикализации
в период предвыборных кампаний 5. Искусственные нагромождения сторон на
пути к урегулированию. А)
Политико-дипломатическая бутафория, «ловушки для себя», прочий хлам: - Кто конфликтующие стороны?
Т.е. кто участник переговоров? (ПО, Москва, Будапешт, Прага-95). Чуть ли не приоритет
процедурных вопросов над сутью проблем! В чём же смысл прекращения прямых
контактов Баку-Степанакерт? (Прямые контакты в других конфликтах).
Бесперспективность Праги-2002. - Бесплодность «фехтования»
вокруг двух принципов ОБСЕ (уроки Лиссабона). Важность иных принципов:
мирного решения споров, неприменения силы и угрозы силой. Прагматические
развязки полезнее рамочных дискуссий о принципах! - Отказ от
открытия Минской конференции ОБСЕ, уход из Женевы (ещё при Эльчибее). Что же,
в конце концов, дали Баку эти никчёмные, ломаные жесты? Б) Пропагандистский мусор – ещё одна помеха на пути к урегулированию. - Нет сомнений в участии армянских
войск в боях и оккупации, но почему же никто (кроме ОИК) не признает «агрессию»
Армении? Не потому ли, что к применению силы прибегла и
упорствовала в этом как раз другая сторона? (СССР-Германия). - Кто же не выполнил резолюции СБ ООН -
Кто
несет ответственность за
захват территорий и огромное число беженцев? - Взаимные обвинения в наемничестве и терроризме. Будет ли от них
прок? - Обслуживание лжеинтересов: пропагандистские эвфемизмы
противостояния. Оккупированные/освобождённые районы? Зона безопасности?
Кратчайшая линия? 6. Апологеты применения силы и подлинные
интересы двух народов. Спасительное применение силы? Поможет ли это беженцам? Быстрый возврат
к очагам или повторная утюжка боями? Победоносный блицкриг? Выросли силы:
прежний размах боёв покажется пустяковым! Коварство войн! Непросто даже
свести «вничью»! Срывы ПО в поисках перелома в войне
- нередко в ущерб себе. Неподконтрольные части. Модные вывески то «гуманитарной», то «контртеррористической»
операции. Долой самоуспокоение от 8-летия прекращения
огня-94 - укреплять перемирие! 7. Где же выход из затяжного тупика в
карабахском урегулировании? Единственно разумный курс – провозгласить курс на историческое
примирение, мирное сосуществование армян и азербайджанцев, а затем их
сотрудничество! Пакетное решение (всё и сразу!) или поэтапное продвижение (шаг за шагом)? Спор о яйце и курице. Что устранять
сначала: причины или последствия конфликта? Территории за статус? Территории
за безопасность!? 8. Роль международных и региональных организаций в
прекращении кровопролития и в дальнейших поисках политического урегулирования вокруг Карабаха (СБ ООН, СНГ, ОБСЕ, её минская
группа, Сопредседатели).
|
|