|
"Республика Армения", 17 декабря |
|
|
Владимир Казимиров
|
|
|
Безумцев надо изолировать Интервью
корреспонденту газеты Артаку Барсегяну Зигзаги
бакинской дипломатии порождают сомнения в её договороспособности и являются "медвежьей услугой" самим
себе – считает посол Казимиров |
|
|
- В последнее время в ООН,
парламентских ассамблеях Совета Европы, ОБСЕ и НАТО активизировались
обсуждения процесса урегулирования карабахской проблемы. Известно, что мандат
разрешения этого противостояния возложен на Минскую группу ОБСЕ. Учитывая
данный факт, можно ли говорить о грядущем переломе в процессе урегулирования
карабахского противостояния и как Вы
оцениваете проведение обсуждений вне формата минского процесса? - Можно понять всеобщую
неудовлетворенность тем, что за 10 лет перемирия стороны карабахского
конфликта "умудрились" ни на шаг не продвинуться в его мирном
политическом урегулировании, что оно пока по-прежнему не просматривается.
Некоторые даже язвительно замечают, что главным достижением этих 10 с лишним
лет является то, что перемирие держится, сохраняется. В этом смысле понятно и
повышение внимания к этому застарелому конфликту. Это,
пожалуй, плюс - нужен присмотр за конфликтом, который ещё не разрешён. Наверное, даже было бы полезно, чтобы все международные
организации, обратившие внимание на Карабах, однозначно и даже категорично
высказались за его мирное разрешение, против поползновений вновь ринуться на
поле боя: безумцев действительно надо изолировать, показать им, что они нигде
не найдут не только поддержки, но и понимания, более того, обречены на
осуждение. А вот
попытки структур, не причастных ранее к проблематике этого конфликта,
недостаточно глубоко её знающих, заняться выписыванием рецептов урегулирования
вызывают недоумение. Им бы помнить заповедь Гиппократа: "Не
навреди!" Ведь совершенно очевидно, что при сохраняющейся полярности
позиций сторон (практически взаимоисключающих позиций), та или иная сторона может так или иначе использовать отклонения от подходов,
наработанных в структурах, давно занимающихся Карабахом и знающих проблемы
детально. Неудачным
примером может служить доклад Дэвида Аткинсона в
ПАСЕ, страдающий заметным перекосом в пользу одной из сторон и даже
фактическими ошибками. В
этом конфликте была лишь одна проблема, которую надо было решать немедленно,
независимо от других - это прекращение кровопролития. Все остальные требуют
комплексного подхода, нельзя их выдернуть из прочих и решать совершенно
изолированно. Это вовсе не означает непременно "пакетного" решения,
которое было бы идеальным, но в этом конфликте, увы, на мой взгляд,
недостижимо. Но решать одну проблему вне учёта остальных, так или иначе
связанных с ней, невозможно. - Считаете ли Вы необходимым возвращение за переговорный
стол карабахской стороны в лице властей Нагорно-Карабахской Республики и может ли это позитивно сказаться на ходе
процесса? - Будапештский саммит ОБСЕ поручил
сопредседателям Минской группы провести переговоры между конфликтующими
сторонами, а их три, включая Нагорный Карабах. Это признается всеми, кроме
Баку. Там с конца Кстати, прекращение огня в Зигзаги
бакинской дипломатии в этом вопросе ставят её в
невыгодное положение, порождают сомнения в её договороспособности
- подобно неоднократным нарушениям договоренностей о прекращении огня в
1992-94 гг. или пресловутым преувеличениям насчёт 20% территории и одного
миллиона беженцев, порождающим недоверие не только к пропаганде, но и к
официальному Баку. Один бакинский журналист недавно
правильно писал, что это "медвежья услуга" самим себе. Но,
отвечая на этот вопрос, должен сказать, что полностью расхожусь и с теми, кто
пытается утверждать, будто Армения не является стороной в этом конфликте.
Ясность и чёткость в этом вопросе важнее всяких ухищрений и уловок. Те, кто
прибегает к этому, содействует подрыву доверия к Армении. Это от лукавого. - Как Вы оцениваете роль
нынешнего состава Минской группы ОБСЕ в процессе урегулирования, особенно
после ухода из МИД РФ Вячеслава Трубникова,
занимавшего пост первого заместителя министра и активно участвовавшего в
деятельности МГ? - Мне трудно говорить о
нынешнем составе Минской группы ОБСЕ. Что касается её Сопредседателей, знаком
с их послужными списками, а с Сопредседателем от России послом
Ю.Н.Мерзляковым и лично, причем несколько десятилетий. Нет ни малейших
сомнений в том, что это профессионалы высокого уровня, которым отнюдь
неслучайно доверен этот тяжелейший участок работы – не всем он по плечу.
Назначение Вячеслава Ивановича Трубникова послом в
Индию отнюдь не означало ослабления внимания руководства МИД России к
проблематике карабахского урегулирования. Насколько мне известно, на
Смоленской площади она, как и прежде, рассматривается без всякого
преувеличения на самом высоком уровне. - Каковы перспективы
урегулирования карабахской проблемы при наличии серьёзных различий в
геополитических интересах стран, председательствующих в МГ? -
Перспективы карабахского урегулирования в основном,
решающим образом, зависят не от посредников, а от самих сторон в конфликте. Должен
сказать, что кивки в сторону держав-сопредседателей нередко служат для
сокрытия собственной ответственности за пробуксовку урегулирования.
Сопредседатели, несмотря на вполне естественные различия в подходах, едины в
трёх главных установках: 1) конфликт должен быть решен; 2) мирным,
политическим путем и 3) на компромиссной основе. Разве этого мало для сторон?
Но они пока не воспользовались этими благоприятными условиями. Конечно,
невозможно «отучить» ни одно государство помнить о своих законных и разумных
интересах. Самое главное в другом: чтобы индивидуальные интересы держав не
ставились выше интересов самого урегулирования, потому что они здесь ради
этого урегулирования, а не для удовлетворения иных собственных интересов под
ширмой урегулирования конфликта. Такое когда-то, к сожалению, бывало, но
хотелось бы верить, что не должно быть. По-доброму завидую нынешним сопредседателям, которые работают гораздо слаженнее, чем работалось в моё время. Но, несмотря на сложности ситуации, нам удалось тогда вместе с тремя сторонами достичь главного – остановить массовое пролитие крови и дать сторонам шанс для цивилизованного решения споров. |
|