|
Опубликовано рядом СМИ в январе |
|
|
В.
Казимиров |
|
|
Нагорный Карабах должен участвовать в переговорах |
|
|
В карабахском урегулировании
немало дополнительных, а главное - искусственных затруднений создано со
стороны Баку тем, что Нагорный Карабах (НК) не признаётся им более стороной
конфликта, всячески отдаляется, отстраняется от переговоров. НК - ядро, сердцевина этого
конфликта, не может быть лишь его объектом. Население НК жизненно
заинтересовано в разрешении конфликта – несравненно
больше, чем остальные жители Азербайджана или Армении. Если большинство этих последних
травмированы тем, что конфликт в той или иной мере затронул их бытие, национальную
гордость, престиж, чувство справедливости, то для всех жителей НК (для
нынешних жителей-армян и для недавних его обитателей-азербайджанцев) это
вопрос выживания в самом прямом смысле этого слова. Статус НК является
главной причиной и основной спорной проблемой этого конфликта. Из-за чересполосицы этносов НК - узел
давних противоречий. Ещё Лига Наций считала его спорной территорией. Спорным
считали его РСФСР и Армения (см. договор между ними, подписанный в Возникшая на 70 лет оторванность
преобладающего этноса НК от родственного «материка» и постоянные сдвиги демографических
пропорций - не только естественным путём, но и вследствие определенной
демографической политики - могли превратить НК в подобие Нахичевани или нынешнего
Косово. Карабахские армяне, составлявшие в *
* * А что говорят на этот счёт история
конфликта и ход его урегулирования? Каков был прежде подход Баку к прямым
контактам со Степанакертом и к участию НК в переговорах? Какое отражение
данный вопрос находил в резолюциях СБ ООН, решениях
и действиях ОБСЕ, в самом переговорном процессе, в практике посредников? Вот
факты: - На встрече сторон конфликта в Железноводске
23 сентября - В июле - 12 сентября - После прихода к власти Г.Алиева летом - Все первые договоренности об ограничениях
военных действий и прекращении огня заключали именно Баку и Степанакерт,
т. е. без участия Еревана. Всего - как правило, при посредничестве
России - было достигнуто 10 таких договоренностей. [Было
лишь 3 исключения, когда НК не был представлен при подписании документов: 1) политическое
заявление Тер-Петросян-Мамедов в Тегеране 8 мая - СБ ООН, не
признавая государственности НКР, всё же видел в ней сторону в конфликте. Прочтение
4 резолюций СБ ООН - Иногда НК занимал отличную от Армении
позицию (неслучайна поездка Л.Тер-Петросяна в Горис
и Степанакерт в июне - В - Соблюдаемое более 10 лет соглашение о
прекращении огня с 12 мая - Переговоры по проекту соглашения о
прекращении вооруженного конфликта начались при посредничестве России (Москва,
5-13 августа - 8-9 сентября - Будапештский саммит ОБСЕ (5-6 декабря - В связи с возникшими затем попытками
Азербайджана оспорить конфигурацию конфликта Действующий председатель ОБСЕ на
заседании Руководящего совета (Прага, 31 марта - В соответствии с
решением Будапештского саммита ОБСЕ переговоры проводились Сопредседателями между
тремя сторонами в конфликте. Это подчёркивалось
даже рассадкой в зале в виде «карре». (В ответ на участие делегации НК азербайджанская делегация стала
позднее сажать Н.Бахманова как бы отдельно,
изображая из него ещё одну делегацию – азербайджанской общины НК..
Сопредседатели, разумеется, никогда не признавали этого, числя его не иначе
как в составе делегации АР. При всем уважении к Н.Бахманову нельзя было считать его представителем иной конфликтующей стороны). - На встрече глав парламентов Азербайджана,
Армении, а также выборной структуры НК в Бишкеке 4-5 мая - В 1997-98 гг. Сопредседатели направили три известных предложения в три адреса и нуждались в ответах каждой из трёх сторон, включая Степанакерт. Каждый
читавший текст этих предложений видел, что Сопредседатели прямым текстом пишут
о трех сторонах конфликта и среди них много раз прямо упоминают НК. - Сопредседатели поныне имеют дело с тремя
сторонами в конфликте. При поездках в регион они
посещают, как правило, не только Баку и Ереван, но и Степанакерт.
Причём, эти действия проводятся посредниками, в т.ч. Сопредседателями,
вопреки настойчивым требованиям Баку не посещать Степанакерт, не иметь дел с
лидерами НК иначе, как на одном уровне с Н.Бахмановым
и т.п . Помню, как Г.Алиев
убеждал Е.Примакова в Баку не ездить в Степанакерт, но не преуспел. Поэтому
недавнее успокоительное заявление Э.Мамедъярова о
том, что Сопредседатели ездят в НК с разрешения Баку, двусмысленно. Проблема
в том, что Баку не хочет понять разницу между нормальной ситуацией в
межгосударственных отношениях и спецификой урегулирования конфликта, когда
контакты со всеми сторонами – просто аксиома посредничества. Согласие на
посредничество автоматом означает «разрешение» на контакты с противостоящей
стороной , и иных разрешений не требуется. Иногда, считаясь с обстоятельствами или с чувствительностью
Баку, посредники считали возможным частично пойти ему навстречу. Например,
воздерживались от собственной поездки в Степанакерт, но всё равно проводили
встречи с руководителями НК в Ереване. Всё это показывает,
что, заняв нереалистическую
позицию, Баку обрекает себя в данном вопросе на непонимание, изоляцию и заведомо
проигрышную ситуацию. Вместе с тем это процедурная «пробка» - одно из главных
препятствий к урегулированию, безусловно - главная в части процедур. *
* * Баку резко свернул прямые контакты со
Степанакертом с конца Г.Алиев испытывал в этом
колебания. В беседах с посредниками он одно
время говорил, что «НК – сторона
конфликта, но не более того», и посредники были с ним согласны. Признание НК
конфликтующей стороной имело в руководстве
Азербайджана как сторонников (спикер Р.Гулиев), так и противников (мининдел Г.Гасанов). Возможно, нынешняя жесткость Баку
частично объясняется как раз внутриполитическими раздорами Упорствование Баку не имеет вразумительного обоснования,
больше похоже на деспотический каприз в отношении тех, кого там считают своими
согражданами. Это явно дискредитирует посулы
предоставить населению НК «самую широкую автономию». Несостоятельны опасения,
как бы статус стороны в конфликте не повысил шансы
НК на признание государством или субъектом международного права: ни одно
государство, даже Армения, не признало «НКР». Доводы, выдвигаемые Баку в
оправдание своей нынешней позиции - сначала переговоры с Арменией, а после её
«ухода» с НК – произвольны, не имеют под собой никаких оснований в системе
ОБСЕ. Не сильнее и другие «аргументы»: конфликт, мол, с Арменией, а
не с НК («агрессия Армении»); Армения и НК, мол, заодно - это нечто единое
целое; азербайджанская община НК имеет те же права, что и армянская.
Это последнее не совсем точно. Именно
армянской «общине» придавался автономный статус НКАО, а не
азербайджанской. Непригоден и термин «община» к основному населению
автономного региона. Позиция Баку в какой-то мере имеет и
«психологическое» происхождение. Отстранение НК от переговоров считается там
успехом политико-дипломатических усилий, частично служит моральной компенсацией
за военные неудачи. Но по сути это «пиррова победа»,
ибо любое соглашение потребует согласия НК. * *
* Диалог президентов Азербайджана и Армении в
1999-2001 и в 2003-2004 гг. был исключительным переговорным форматом,
т.к. президент РА Р.Кочарян по своей прежней роли как бы представлял и НК.
Вместе с тем это было ошибкой с его стороны, переоценкой своих возможностей. Когда
более 20 встреч двух президентов не дали результата, Сопредседателям потребовалось
оживить переговорный процесс, и они, естественно, предложили возобновить переговоры
в трехстороннем формате. По сути дела компромисс насчет встреч заммининдел
АР и РА в Праге был уступкой Сопредседателей капризам Баку. Встречи
на этом уровне и не были способны привести к договорённостям по существу
конфликта. Фактически этой имитацией переговоров оба президента, да и
Сопредседатели избегали неприятного признания того, что в переговорном
процессе налицо тупик или вакуум. Явной ошибкой со стороны Сопредседателей
было называть этот формат «переговорным» механизмом. Скорее это мог быть лишь
«контактный механизм», поскольку Азербайджан и Армения всё ещё не
имеют нормальных дипломатических отношений. Провал этого формата с точки
зрения переговорного процесса был вполне предсказуем. Переговорный механизм определен высшей инстанцией ОБСЕ –
Будапештским саммитом, главами 52 государств-участников ОБСЕ. Вряд ли сами Сопредседатели
правомочны перекраивать его, а тем более стороны. С
тех пор иных решений на таком уровне о механизме переговоров по Карабаху не
принималось. Прежние переговоры были в марте
* * * Парадокс в том, что тактика Баку (из
чего бы там ни исходили), гипертрофируя значение процедурных вопросов явно в
ущерб существу проблем урегулирования, на деле помогает армянским сторонам
«тянуть время». В конечном счёте, всё равно придётся
с участием представителей Нагорного Карабаха проработать большинство
вопросов урегулирования, ибо без учёта интересов его населения оно просто
недостижимо. Проявляя непоследовательность в
данном вопросе, Баку в одиночку цепляется за свою
позицию, упорствует в своем, не в силах опровергнуть того, что все прежние контакты
поддерживал с НК именно как со стороной конфликта. Это ещё одно проявление
упорства без надлежащей существенной и истинной мотивации. Даже Турция не
оспаривает позицию Сопредседателей насчёт трёх сторон в этом
конфликте. Следует, однако,
сказать, что Сопредседатели сами недостаточно последовательны. Постоянно
озадаченные «спасением» переговорного процесса, они полагают тактически нецелесообразным
заострять процедурных разногласий с Баку, что на деле уже серьёзно затруднило
переход к эффективным переговорам, процесс урегулирования в целом. |
|