«Новое время» и «Азг» (обе – Ереван), 31 марта 2005 г.

«Эхо» (Баку), 2 апреля 2005 г. (с купюрами – жёлтое опущено)

 

 

 

            Действующему Председателю ОБСЕ,

министру иностранных дел Словении Димитрию Рупелю

(открытое письмо Владимира Казимирова)

 

 

 

Уважаемый господин Действующий Председатель ОБСЕ,

Прежде всего, хотелось бы приветствовать Вашу поездку в неспокойный регион южных хребтов и предгорий Кавказа, Ваше стремление, насколько я понимаю, в частности, придать новый импульс урегулированию здесь застарелых конфликтов, включая нагорно-карабахский.

Оказавшись в Ереване в самый канун Ваших визитов в Армению и Азербайджан, один из первых сопредседателей Минской группы ОБСЕ Казимиров В.Н. (посол России в отставке) хотел бы высказать озабоченность застоем в карабахском урегулировании и ряд соображений в поисках его разблокирования.

1.  ОБСЕ активно занимается этим уже 13 лет, а оба народа не ощущают пока конкретных результатов, кроме сохранения прекращения огня с мая 1994 г. Было принято немало решений и Советом Безопасности ООН, и по линии ОБСЕ, но они во многом остаются на бумаге. Невыполнение вовремя резолюций СБ ООН и ставка на силовое решение конфликта привели к нынешним аномалиям  в этой зоне, а также к деформации переговорного процесса и его пробуксовкам.  Одной из сторон блокирован созыв Минской конференции ОБСЕ. Как стороны конфликта, так и структуры ОБСЕ далековато отошли от самого обстоятельного решения по Карабаху, принятому 10 лет назад Будапештским саммитом (при личном участии президентов Азербайджана и Армении). Это решение никогда не отменялось и не пересматривалось, на его основе принят мандат Сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Общеизвестно, что им поручено скорейшее проведение переговоров между сторонами конфликта, а их три. Эпизодические встречи министров иностранных дел, а ещё реже президентов двух государств трудно даже назвать переговорами. В них возникали и длительные паузы, и откаты от проговорённых схем. Теперь  изредка идут консультации в поисках (заново!) первых точек соприкосновения. Надвигаются новые паузы из-за выборов. Словом, нынешняя имитация переговорного процесса, когда он еле-еле выживает, не соответствует ни решению ОБСЕ в Будапеште, ни значимости урегулирования в Карабахе для обоих народов и всего региона, ни ожиданиям бедствующих от этого миллионов людей.

2. Думается, что усилия других международных организаций в карабахских делах не должны касаться существа спорных вопросов, подлежащих обсуждению при возобновлении регулярных переговоров в рамках ОБСЕ, а идти на создание им более благоприятной обстановки: ориентировать стороны на цивилизованные средства решения спорных проблем, даже требовать этого; поддерживать подлинно демократические начала и т.п.

Полагаю, что и Сопредседатели могли бы не ограничивать себя «обслуживанием» редких двусторонних встреч – важно направлять дискуссии к реалистическому руслу взаимных компромиссов, отклоняя максималистские запросы сторон и доводы, будто те дошли до предела уступок – это вовсе не так. Они могли бы также предложить сторонам (гласно или негласно) признать Нагорный Карабах, его статус причиной и основной спорной проблемой конфликта, которая должна быть устранена, как и его тяжкие последствия. Нельзя переключать внимание с общеизвестного ядра конфликта на производные вопросы. Признать суть спора - первый шаг к цивилизованному решению.

3. Странное впечатление производят периодически возникающие серии вооруженных инцидентов на линии соприкосновения сил сторон в Карабахе, особенно их усердная раскрутка  в пропаганде для нагнетания напряжённости. Тем более странно, что 6 февраля 1995 г. обрело силу соглашение об урегулировании инцидентов, официально подписанное по инициативе Сопредседателей Минской группы ОБСЕ (тогда - Россия и Швеция) военачальниками Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха по поручению первых лиц всех трёх сторон. Оно определяет порядок их взаимодействия в этих целях, в том числе меры против смакования инцидентов в пропаганде. Увы, оно просто "забыто" и сторонами, и в ОБСЕ. Уважают ли стороны собственные подписи? Зачем иначе искать соглашений между ними? Молчит на этот счёт и ОБСЕ, хотя в её багаже это единственное соглашение, подписанное всеми сторонами.

4. Налицо систематическая воинственная кампания, прямые угрозы силового реванша, регулярно исторгаемые из самых высоких официальных уст под девизом «любой ценой». Правда, никак не отважатся хотя бы приблизительно обозначить народу эту «цену» в масштабах новых бедствий, в тысячах человеческих жизней, в десятках или сотнях тысяч новых вынужденных переселенцев. Как бы ни объяснять это нуждами внутренней политики, как бы не утешаться тем, что это риторика, а дело пока нереальное, вред от этой кампании очевиден и многопланов.

Не маловато ли уже косвенных намёков в пользу мирного решения – не пора ли обратить на это больше внимания? Конечно, угрозу миру определяет Совет Безопасности ООН, а не ОБСЕ. Но стоит ли ждать реальной угрозы? Ведь всё это явно идёт вразрез с усилиями ОБСЕ по мирному политическому урегулированию конфликта, ожиданиями международного сообщества и прямыми обязательствами государств-членов общеевропейской организации не прибегать к силе и угрозам силой.

Словения в первый период Вашего пребывания на посту её министра иностранных дел счастливо избежала вооружённых конфликтов в бывшей Югославии. Очень важно участникам конфликта в Карабахе убедиться в том, что любые издержки разумного мирного урегулирования, действительно неизбежные - как бы они не удручали на первый взгляд - не идут ни в какое сравнение с тяжкими издержками войны; более того, с лихвой окупятся  благами успокоения страстей,  прочного мира, а далее и сотрудничества соседних народов.

Позвольте пожелать Вам, господин Действующий Председатель, успешной,  плодотворной поездки в эти страны.    

            Владимир Казимиров

29 марта 2005 г.