|
«Обозреватель» (Баку), 17-23 июня |
|
|
МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО В редакцию поступило письмо от В. КАЗИМИРОВА, в котором он счел
необходимым внести ясность по ряду своих высказываний, вызвавших
неоднозначную реакцию в азербайджанском обществе. Подчеркиваем, что мы не
разделяем ряд высказываний В. Казимирова, но, учитывая, что этот дипломат был утвержден на должность главы
посреднической миссии РФ в переговорном процессе по Карабаху после
согласования его кандидатуры непосредственно с Г. Алиевым, а также его
дипломатический опыт, нам представляется, что изложенный им взгляд на
проблему может служить любопытной основой для анализа и выработки необходимых
решений на уровне соответствующих структур нашей страны. |
|
|
Неделю назад в Баку раскручивали эмоции и
даже негодование вокруг моих высказываний местным журналистам и на
международной конференции "Геостратегическая
значимость Азербайджана". Жаль, конечно, что не всем понятны некоторые
аспекты международных отношений применительно к конфликтным ситуациям - этого
и нельзя требовать ото всех. Однако не только официальные власти, но и
общественные организации, проявляющие активность в международных делах, не в
праве ссылаться на неосведомлённость в этой сфере. Одна из
общественных организаций, занятая шумовым обрамлением карабахского конфликта,
устроила микро-скандал с участием нескольких крикунов, причём ещё при
открытии конференции, задолго до предоставления слова мне. Все преувеличения
(будто меня прерывали, не давали говорить и т.п.) – от усердия СМИ. Несмотря
на зычную увертюру, конференция прошла и завершилась нормально. О многом говорит главное
требование крикунов, чтобы Казимиров признал территориальную целостность
Азербайджана. Им невдомёк, что это норма отношений между государствами,
а не с частными или физическими лицами. Какое значение имеет, признает или не
признает неофициальное лицо этот принцип межгосударственных отношений? Важно
совсем другое - признает или не признает это его государство?
Совпадает ли подход этого лица с позицией своего государства - тоже
сюжет не для драмы. Государство не может даже обязать всех своих граждан
занимать идентичную позицию, а только официальных лиц. Простые граждане
могут иметь и иное мнение. А вот, занимая официальный пост, нельзя
придерживаться другой позиции, чем твоё государство (желающему
отстаивать своё мнение надо уйти в отставку). Для участников карабахского
урегулирования (даже в прошлом) этот вопрос имеет и другой подтекст.
Известно, что АР выпячивает
этот принцип, а РА - право народов на самоопределение. «Дуэль» этих принципов
– тупиковый путь, не ведущий к урегулированию конфликта. Куда полезнее были
бы «беспринципные» сделки и размены для разрядки напряжённости. К тому же это лишь два из 10
основополагающих принципов Хельсинкского Заключительного акта, которые должны
браться в совокупности, а не кому какой больше нравится. Среди остальных
принципов есть ещё два, имеющих самое прямое отношение к конфликтным
ситуациям: мирное разрешение споров + неприменение силы и угрозы
силой. Они не менее, даже более важны для урегулирования в Карабахе. Кое-кто полагает, что если
все признают территориальную целостность, это будто бы решит исход
спора. Реализма ради не стоит ждать магической силы
от "любимых" принципов, видеть в них ключ к решению конфликта.
Это наивно, близко к самообману. В жизни всё сложнее, у неё масса уточняющих
вопросов… Жаль, что не всем известно
происходящее ежегодно на сессиях ГА ООН при принятии резолюций о
сотрудничестве между ООН и ОБСЕ. Каждый раз одна делегация предлагает
включить во фразу о нагорно-карабахском конфликте упоминание территориальной
целостности Азербайджана, а государства-сопредседатели Минской группы
(Россия, США и Франция, сами по себе признающие его территориальную
целостность) не поддерживают это предложение, поскольку этим норовят
"предрешить" главную спорную проблему конфликта - статус Нагорного
Карабаха. Отсюда непонимания и ропот о "двойных стандартах"… Представьте теперь, что
армяне включают в эту же фразу право наций на самоопределение. Что скажут
сами азербайджанцы? Но армяне
«не высовываются» с этим, а дипломатия Баку не извлекает уроков: пора
понять, что надо договариваться с армянами по существу дела, а не строить
иллюзий "переиграть", "перехитрить" противостоящие стороны в ООН или
иных международных организациях, где не всё знают об этом конфликте. Пойдём дальше.
Давайте включим в ту же фразу все 10 равнозначных хельсинкских принципов. Как
говорят, доказательство от противного – «ад абсурдум»! Вот почему журналист,
спросивший (не слишком корректно в этом смысле), признаю ли я
территориальную целостность Азербайджана, не получил в ответ ожидаемые
"да" или "нет". Ему было сказано, что вопрос сложен, и
обозначено, в чём сложность. Пропаганда, обманным путём внушившая многим, будто от магии
этих слов чуть ли не зависит решение конфликта, конечно, подала это
впечатлительным головам почти как выпад против страны. Для ясности - факт и
гипотеза. Политолог Вафа Гулузаде,
давний коллега по карабахскому урегулированию и чемпион Азербайджана по
русофобии, на той же конференции напрочь отверг идею
целостности Российской Федерации и даже распалял национальную и религиозную
рознь. Окажись он в Москве, никому не пришло бы и в голову требовать у
него признания территориальной целостности России. Нам вполне
достаточно официальной позиции Азербайджана. Горячность в
суждениях почти неотъемлемая часть южного темперамента, но иногда это плохой
советчик. Давайте лучше вместе нажимать на знание и логику, больше требовать
от интеллекта - ведь зачем-то он человеку дан. |
|
|
Примечания автора:
|
|
|
1.Государство-посредник
при назначении руководителя своей посреднической миссии не обязано
согласовывать его кандидатуру с конфликтующими сторонами (в отличие от
назначения посла в иностранное государство, когда запрашивается согласие этого
государства – агреман). 2. Окрашенное жёлтым цветом опущено
редакцией еженедельника. |
|