|
www.karabakh-online.com, 1 декабря
|
|
|
НЕЛЬЗЯ ПОНЯТЬ
КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ БЕЗ ЗНАНИЯ
ТОГО, ЧТО ПРОИЗОШЛО
В НАХИЧЕВАНИ На днях ряд средств массовой информации
опубликовал открытое письмо азербайджанским и армянским общественным
организациям Владимира Казимирова -
посла, заместителя председателя Ассоциации российских дипломатов, в 1992-96
гг. - главы посреднической миссии России, представителя Президента России по
Нагорному Карабаху, участника установления перемирия в Карабахской войне 12
мая Кarabakh-online
связалась с Владимиром Николаевичем, который любезно согласился ответить на
вопросы газеты. - Объективно 2006 год действительно
более благоприятен для урегулирования, чем, скажем, год 2005-й. Однако,
благоприятная обстановка - это еще не гарантия успеха. Именно этим и вызвано
мое обращение. Да, консультации продолжаются, да, бывают периодические
встречи президентов и министров иностранных дел Армении и Азербайджана.
Однако, общества не готовы к компромиссному урегулированию. Об этом много
говорится. Но разве кто-то готовит их? Что делают сами руководители, для
того, чтобы разъяснить народам степень компромиссов? Если в Армении из уст
министра обороны зазвучала определенная информация, то в Азербайджане даже на
официальном уровне говорят: то, что мы не начинаем войну, это уже большая
уступка с нашей стороны. Потенциал 2006-го года может быть
использован только при условии, если удастся унять лжепатриотов
и если активизируются реалисты. Карабах также должен использовать народную
дипломатию - чтобы представить позицию своей общественности на международном
уровне. - Международная кризисная группа
опубликовала 2 доклада по карабахскому урегулированию, которые
вызвали негативную реакцию в карабахском обществе. Неправительственные
организации Карабаха направили открытое письмо в адрес посредников, в котором
подвергли критике положения докладов. Как Вы оцениваете эти документы, прежде
всего, с точки зрения безопасности в регионе? В частности, я считаю изначально
неправильными исходные позиции первого доклада, в котором ставится вопрос о
конфликте между двумя общинами Нагорного Карабаха. При всем уважении к равным
гражданским правам армян и азербайджанцев нельзя не понимать, что в свое
время автономия Карабаху предоставлялась именно исходя из того, что большинство
населения области составляли этнические армяне. Во-вторых, конфликт-то развивался не
между армянской «общиной» Карабаха и, скажем так, Низами Бахмановым,
а между армянами Карабаха и властями Азербайджана. В этом контексте
непонятно, почему в первом докладе недостаточно отражены
политическая линия и силовое воздействие официального Баку и Еревана. Есть и другие упущения: второй доклад
охватывает посреднические усилия лишь Минской группы ОБСЕ. А ведь за рамками
МГ посреднические усилия прилагались и Казахстаном, и Ираном, я уж не говорю
о России. Именно при посредничестве России удалось добиться, пожалуй,
единственного достижения урегулирования - соглашения между тремя сторонами о
прекращении огня и установлении перемирия. Наши западные партнеры по Минской
группе считали приоритетом непрерывность переговорного процесса, а Россия
добивалась, прежде всего, прекращения кровопролития. И делала она это не
только из гуманных побуждений, но и понимания того, что лучше вести
переговоры в стабильно-мирной обстановке. Кроме того, в те годы еще
сохранялись по инерции связи между бывшими советскими республиками. - Да, не очень приятно страдать, сидя в
Карабахе, от амбиций и столкновений интересов великих держав. И все же,
каково Ваше отношение к озвученной в докладе идее о повторном референдуме? - В целом, я позитивно оцениваю то, что
авторы доклада отказываются признавать силовые пути решения конфликта.
Причем, оба варианта - как нацеленные в будущее угрозы азербайджанской
стороны перерешить конфликт силой, так и повернутый в прошлое подход
армянских сторон, то есть решение конфликта по итогам прошедшей войны. В
самом начале второго доклада декларируется приверженность мирному
урегулированию, хотя механизмы выполнения этого пункта подробно не прописаны.
Позитивно, что предлагается закрепить решение волеизъявлением населения и
референдумом в НК. Армянская сторона недовольна, так как
считает это непризнанием референдума 10 декабря 1991 года. Но европейцам
трудно принять то, что совершалось по советским законам. Тем более, что в Азербайджане утверждают, что вышли из состава СССР
не по тому закону, по которому выходила НКАО. Кроме того, тот референдум Баку
считает неправомочным, поскольку в нем не приняли участие карабахские
азербайджанцы (хотя это произошло по указке из Баку). Дополнительный референдум мог бы
обеспечить участие азербайджанцев и пройти при более основательном наблюдении
со стороны международных организаций. - Вы не считаете, что в карабахском
конфликте необоснованно мало внимания обращают на демографию? Кто знает,
каково будет демографическое соотношение армян и азербайджанцев через 15 лет,
когда Карабаху предлагается провести референдум? - Полагаю, что сроки для проведения
референдума непомерно растянуты. Если стороны договорятся по порядку
освобождения территорий, то затем достаточно и пяти-семи лет. Что касается
демографии, то я считаю, что невозможно понять карабахский конфликт без
знания того, что произошло в Нахичевани. Отсюда идёт обострение
чувствительности армян к демографическим моментам, к искусственному изменению
демографии в Нагорном Карабахе. Этого понимания как раз не хватает докладам
МКГ. Их авторы могли бы лучше разобраться в этом, если бы, по меньшей мере,
ознакомились с высказываниями Гейдара Алиева в интервью азербайджанским СМИ
от 22 июля 2002 года, где он прямо говорит, что стремился изменить
демографическую ситуацию в Нагорном Карабахе. Кстати, в докладах МКГ есть и другие
упущения. Как можно представлять нынешнюю обстановку в Карабахе, не принимая
во внимание динамику вооруженного конфликта. Ведь далеко небезразлично, кто
готов был прекратить военные действия и решать спорные вопросы политическим
путём, мирными средствами, а кто добивался их силового решения и всячески
уходил от прекращения военных действий, даже ценой срыва не раз достигнутых
при посредничестве России договорённостей о прекращении огня. Из-за этого
военные действия не только продолжались, но и расширялись, охватили новые
зоны. Отсюда и возникла оккупация ряда районов одной стороны войсками её
противников, соглашавшихся прекратить бои и сесть за стол переговоров. Мне довелось неоднократно передавать
сторонам миротворческие предложения России. Абульфаз
Эльчибей, Иса Гамбар и Тофик Гасымов отвечали, что
остановка военных действий может привести к замораживанию, консервированию
захвата армянами Шуши и Лачина,
и настаивали на их продолжении. Так было и позднее, при Гейдаре Алиеве.
Руководители Азербайджана до последнего шанса не шли на перемирие и добились…
потери контроля над семью районами. Неужели вести переговоры только по Лачину и Шуше было бы им
труднее, чем по всем семи районам? Феномен оккупации крайне нежелателен, но он
не с неба свалился, а возник «не без помощи» Баку. Без этого авторы докладов МКГ не могут
адекватно представлять себе ситуацию в этом конфликте. Многие их положения
недоучитывают сложности реальной обстановки, построены на европейской
благожелательности и идеализме, на своеобразной проповеди миссионерства
Европы. - Кстати, о Европе. Армения и Азербайджан
начинают переговоры с Евросоюзом по программе «Расширенная Европа: новые
соседи». Судя по высказываниям, Европа намерена интегрировать в себя Южный
Кавказ в целом - включая, по-видимому, и Карабах. В каком статусе, пока
неизвестно. Как, по Вашему, должна относится к этому
Россия? - Москва, как мне кажется, не в праве
отказывать народам Южного Кавказа в установлении выгодных контактов с Европой.
Это не должно вызывать шараханий ни в России, ни в Закавказье (уж простите
мне «имперскую» терминологию). Тут проявляются и позитивы, и негативы
глобализации и установления многоплановых связей. Не уверен,
что Европа может много дать республикам Закавказья в сфере энергетики. Хотя и
России давно пора слезать с нефтяных и газовых труб. - Скорее, наоборот, МКГ собрала и систематизировала то, что в
различной форме предлагалось как посредниками, так и независимыми экспертами.
Сейчас ведь переговоров по карабахскому конфликту как таковых нет - идут лишь
консультации. Для переговоров необходима более предметная
основа, текстовый проект. Говорят о каком-то «пражском процессе», а это лишь
нечастые встречи министров и руководителей двух государств
при участии сопредседателей минской группы ОБСЕ. Россия изначально стремилась к
определению реалистической конфигурации конфликта. Мы понимали, что Карабах -
сторона в конфликте. Вели работу с руководством Армении, чтобы Ереван не
прятался за спину Карабаха. В переговорах должны участвовать все стороны
конфликта. Поэтому для возобновления более плотных
переговоров нужны проект соглашения в виде текста (а не объяснения на
пальцах) и полноценный формат с участием всех сторон. Кроме того, для
продуктивности переговоров необходим недвусмысленный отказ всех сторон от
применения силы и угроз её применения (даже при решении всех самых спорных
вопросов) и четкий механизм, исключающий возобновление военных действий.
Нельзя мириться с призывами к гонке вооружений, достижению целей «любым
путём», принесению новых жертв в этом конфликте. Необходимо понять, что тут
не отделаться малой кровью. - Благодарим Вас за интервью и надеемся
на дальнейшее сотрудничество. |
|
|
Наира Айрумян karabakh-online.com 2005-12-02 11:10:00 |
|