«Московские новости», 10 февраля 2006 г.

 

 

Владимир Казимиров

Карабах стоит мессы

 

 

 

По инициативе Жака Ширака 10 февраля в Париже состоится встреча президентов Азербайджана и Армении в поисках долгожданного урегулирования карабахского конфликта. Политический календарь обеих стран не чинит в 2006 году прямых помех этому, что вызывает немало надежд и даже иллюзий.

Консультации президентов Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна и их министров иностранных дел конфиденциальны, но общественность давно нащупала контуры возможного соглашения. Это и не поэтапный вариант решения проблем, как хотел Баку, но и не пакетный, как добивался Ереван - с определением сразу же статуса Нагорного Карабаха (НК). А, по всей видимости, гибрид того и другого. Теперь вместо формулы "территории за статус" армяне согласны на проведение в НК дополнительного референдума, чтобы само население определило его статус. То есть продвигают формулу "территории за безопасность + референдум".

Впрочем, многие армяне, опасаясь, что Азербайджан не выполнит своих обязательств, окрестили это формулой "территории за обещания": они боятся освободить оккупированные территории ("пояс безопасности НК"), даже если удержат до референдума районы, расположенные между Арменией и НК (Кельбаджарский и Лачинский).

Баку же, усматривая в референдуме потерю НК, ссылается на то, что конституция Азербайджана предусматривает проведение референдумов лишь в общенациональном масштабе (хотя вряд ли там неведом опыт Квебека, Эритреи и Восточного Тимора). Много пересудов и критики с обеих сторон породила и пока еще совсем сырая идея размещения миротворческих сил в зоне конфликта.

Наряду с неуступчивостью взаимное недоверие Баку и Еревана остается главным препятствием к урегулированию. Оно небезосновательно: за 18 лет конфликта стороны заключили всего три соглашения, да и то соблюдают лишь одно - о перемирии.

Если Баку и Ереван не способны решить проблему статуса НК за столом переговоров, то референдум остается единственным цивилизованным путем. И не стоит откладывать его на 10 - 15 лет, подбрасывая арбузную корку будущим президентам. Референдум можно провести и через пять лет, приблизив этим решение проблем Кельбаджара и Лачина.

Возвращение в НК азербайджанских жителей неизбежно породило бы инциденты, осложнения, а то и срыв голосования (кстати, при выборах в Милли меджлис было опробовано их дистанционное участие). Другое дело - их законное право вернуться в НК, когда его статус уже определен.

Малоубедительна идея неприкасаемости азербайджанской конституции. Ведь Гейдар Алиев верстал ее уже с учетом карабахского конфликта, что сразу видно даже из ее сопоставления с Конституционным актом 1991 года.

Главы двух государств выходят в Париже к развилке. Можно пойти еще не протоптанной, колючей дорогой к свертыванию противостояния и постепенной нормализации обстановки в регионе. Конечно, намного проще двинуться по знакомой стезе острых противоречий и полемик. Но ведь можно отыскать и третий путь: нерешительно потоптаться на месте, но, выиграв время и прикрыв это действо обнадеживающими фразами, договориться лишь о продолжении диалога.

Это, к сожалению, как раз наиболее вероятный исход парижской встречи.

Владимир КАЗИМИРОВ, бывший полномочный представитель Президента РФ по Нагорному Карабаху