«Голос Армении», 28 марта 2006 г.

 

"ЭТО ШОУ НАДО ПРЕКРАТИТЬ",-
советует Владимир КАЗИМИРОВ

"В целях защиты собственной безопасности Евросоюз должен быть глубже вовлечен в урегулирование конфликтов на Южном Кавказе, чтобы последние не вспыхнули широкомасштабными войнами в непосредственном соседстве с Европой" - об этом говорится в новом докладе Международной кризисной группы, опубликованном 20 марта. "Имея авторитет "честного посредника", различные мягкие и жесткие рычаги воздействия, ЕС обладает возможностью играть более значительную роль и дополнить усилия ООН и ОБСЕ. "

Наш корреспондент в этой связи заинтересовался мнением одного из знатоков карабахского конфликта, бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ от России Владимира КАЗИМИРОВА.

- Господин Казимиров, может ли более активная вовлеченность ЕС дать дополнительный импульс переговорному процессу?

- Меня несколько удивляет такая постановка вопроса. Дело в том, что в Минской группе активно участвует Франция, которая в какой-то степени представляет ЕС. Кроме того, Германия, Швеция. Таким образом, ЕС представлен в процессе карабахского урегулирования. Тогда возникает вопрос: все ли международные организации должны принимать участие в процессе урегулирования? Есть СНГ, которое действительно участвовало, по крайней мере на фазе прекращения кровопролития, есть другие организации. Они все должны принимать участие? Я думаю, большего хаоса придумать невозможно. Поэтому надо не выдумывать новые формы сотрудничества по урегулированию, а оказывать максимальное содействие той структуре, которая на протяжении многих лет этим непосредственно занимается.

- В Рамбуйе не было достигнуто результата. Считаете ли вы нынешний период тупиковым, и если да, как, по-вашему, можно выйти из тупика?

- Я не склонен впадать ни в эйфорию, как некоторые в контексте возможностей 2006 года, ни в пессимизм, когда не дала результата встреча в Рамбуйе. Эти крайности надо всячески отсекать, потому что они только мешают самому процессу урегулирования. Ничего удивительного в том, что в Рамбуйе не было достигнуто результата, я не вижу. Не было результата и на протяжении всех этих 12 лет после перемирия 1994 года. Надо продолжать переговоры, нужны новые встречи на уровне, который определят стороны, но необходимо избегать международных шоу, которые каждый раз предшествуют этим встречам. Вокруг информации о грядущей встрече президентов начинается раскрутка всяких страстей, одни начинают высказывать завышенные ожидания, другие высказывают озабоченность, как бы их руководитель не решился на лишние уступки, в результате еще до встречи президенты вынуждены клятвенно заверять, что ни на какие уступки они не пойдут, что на уступки должна идти только другая сторона. Это театр абсурда, так не делаются международные дела всерьез, это шоу надо прекращать, надо проводить одну встречу за другой в рабочем режиме, иногда даже без предварительных оповещений о том, что такая встреча состоится, если стороны всерьез намерены добиться урегулирования. Конечно, если такого намерения у сторон нет (хотя бы у одной стороны), то, конечно, можно продолжать шоу с очень неопределенными перспективами.

- Многие считают, что единственный выход из этой тупиковой ситуации - присоединение Нагорного Карабаха к переговорам, что это даст новый импульс переговорному процессу. Каково ваше мнение?
- Я всегда придерживался той точки зрения, которая была признана и ОБСЕ, что в этом конфликте не две конфликтующие стороны, а три. Во многих документах, предложениях посредников, сопредседателей Минской группы, заявлении одного из действующих председателей ОБСЕ это проходит открытым текстом. Более того, Будапештский саммит ОБСЕ 1994г. решил этот вопрос и поручил сопредседателям проведение переговоров между конфликтующими сторонами, а не только между государствами, которые имеют международное признание. Конечно, неучастие Нагорного Карабаха затягивает этот процесс.

Татул АКОПЯН

 

 

 

 

В редакцию поступило письмо от В. КАЗИМИРОВА, в котором он счел необходимым внести ясность по ряду своих высказываний, вызвавших неоднозначную реакцию в азербайджанском обществе. Подчеркиваем, что мы не разделяем ряд высказываний В. Казимирова, но, учитывая, что этот дипломат был утвержден на должность главы посреднической миссии РФ в переговорном процессе по Карабаху после согласования его кандидатуры непосредственно с Г. Алиевым, а также его дипломатический опыт, нам представляется, что изложенный им взгляд на проблему может служить любопытной основой для анализа и выработки необходимых решений на уровне соответствующих структур нашей страны.

 

 

 

Неделю назад в Баку раскручивали эмоции и даже негодование вокруг моих высказываний местным журналистам и на международной конференции "Геостратегическая значимость Азербайджана". Жаль, конечно, что не всем понятны некоторые аспекты международных отношений применительно к конфликтным ситуациям - этого и нельзя требовать ото всех. Однако не только официальные власти, но и общественные организации, проявляющие активность в международных делах, не в праве ссылаться на неосведомлённость в этой сфере.  Одна из общественных организаций, занятая шумовым обрамлением карабахского конфликта, устроила микро-скандал с участием нескольких крикунов, причём ещё при открытии конференции, задолго до предоставления слова мне. Все преувеличения (будто меня прерывали, не давали говорить и т.п.) – от усердия СМИ. Несмотря на зычную увертюру, конференция прошла и завершилась нормально.  

О многом говорит главное требование крикунов, чтобы Казимиров признал территориальную целостность Азербайджана. Им невдомёк, что это норма отношений между государствами, а не с частными или физическими лицами. Какое значение имеет, признает или не признает неофициальное лицо этот принцип межгосударственных отношений? Важно совсем другое - признает или не признает это его государство? Совпадает ли подход этого лица с позицией своего государства - тоже сюжет не для драмы. Государство не может даже обязать всех своих граждан занимать идентичную позицию, а только официальных лиц. Простые граждане могут иметь и иное мнение. А вот, занимая официальный пост, нельзя придерживаться другой позиции, чем твоё государство (желающему отстаивать своё мнение надо уйти в отставку).  

Для участников карабахского урегулирования (даже в прошлом)  этот вопрос имеет и другой подтекст. Известно, что АР выпячивает этот принцип, а РА - право народов на самоопределение. «Дуэль» этих принципов – тупиковый путь, не ведущий к урегулированию конфликта. Куда полезнее были бы «беспринципные» сделки и размены для разрядки напряжённости.

К тому же это лишь два из 10 основополагающих принципов Хельсинкского Заключительного акта, которые должны браться в совокупности, а не кому какой больше нравится. Среди остальных принципов есть ещё два, имеющих самое прямое отношение к конфликтным ситуациям: мирное разрешение споров + неприменение силы и угрозы силой. Они не менее, даже более важны для урегулирования в Карабахе.

Кое-кто полагает, что если все признают территориальную целостность, это будто бы решит исход спора. Реализма ради не стоит ждать магической силы от "любимых" принципов, видеть в них ключ к решению конфликта. Это наивно, близко к самообману. В жизни всё сложнее, у неё масса уточняющих вопросов…

Жаль, что не всем известно происходящее ежегодно на сессиях ГА ООН при принятии резолюций о сотрудничестве между ООН и ОБСЕ. Каждый раз одна делегация предлагает включить во фразу о нагорно-карабахском конфликте упоминание территориальной целостности Азербайджана, а государства-сопредседатели Минской группы (Россия, США и Франция, сами по себе признающие  его территориальную целостность) не поддерживают это предложение, поскольку этим норовят "предрешить" главную спорную проблему конфликта - статус Нагорного Карабаха. Отсюда непонимания и ропот о "двойных стандартах"…

Представьте теперь, что армяне включают в эту же фразу право наций на самоопределение. Что скажут сами азербайджанцы? Но армяне «не высовываются» с этим, а дипломатия Баку не извлекает уроков: пора понять, что надо договариваться с армянами по существу дела, а не строить иллюзий "переиграть", "перехитрить" противостоящие стороны в ООН или иных международных организациях, где не всё знают об этом конфликте. Пойдём дальше. Давайте включим в ту же фразу все 10 равнозначных хельсинкских принципов. Как говорят, доказательство от противного – «ад абсурдум»!

Вот почему журналист, спросивший (не слишком корректно в этом смысле), признаю ли я территориальную целостность Азербайджана, не получил в ответ ожидаемые "да" или "нет". Ему было сказано, что вопрос сложен, и обозначено, в чём сложность. Пропаганда, обманным путём внушившая многим, будто от магии этих слов чуть ли не зависит решение конфликта, конечно, подала это впечатлительным головам почти как выпад против страны.

Для ясности - факт и гипотеза. Политолог Вафа Гулузаде, давний коллега по карабахскому урегулированию и чемпион Азербайджана по русофобии, на той же конференции напрочь отверг идею целостности Российской Федерации и даже распалял национальную и религиозную рознь. Окажись он в Москве, никому не пришло бы и в голову требовать у него признания территориальной целостности России. Нам вполне достаточно официальной позиции Азербайджана.

Горячность в суждениях почти неотъемлемая часть южного темперамента, но иногда это плохой советчик. Давайте лучше вместе нажимать на знание и логику, больше требовать от интеллекта - ведь зачем-то он человеку дан.

 

 

 

Примечания автора:

 

 

1.Государство-посредник при назначении руководителя своей посреднической миссии не обязано согласовывать его кандидатуру с конфликтующими сторонами (в отличие от назначения посла в иностранное государство, когда запрашивается согласие этого государства – агреман).  

2. Окрашенное жёлтым цветом опущено редакцией еженедельника.