|
«Реальный Азербайджан»,
25 июня Владимир Казимиров КРИТИКА РОЛИ ОБСЕ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КАРАБАХСКОГО
КОНФЛИКТА (семинар «Россия-НАТО:
вопросы безопасности на Южном Кавказе» - Сочи, 23 июня |
|
|
В
карабахском конфликте в 1992-94 гг. было несколько посредников.
Результативнее других была Россия (прекращение огня, формат и основа
переговоров – всё это потом унаследовала от неё ОБСЕ, общеевропейская
организация). У Москвы был целый ряд объективных преимуществ перед другими
посредниками, даже перед СБСЕ, но западные партнёры - вместо поддержки усилий
наиболее успешного посредника - подозревали Россию в своекорыстии, более того
- в неоимперских амбициях. Конечно,
стерильно чистого посредничества не бывает. Посредник учитывает и свои
национальные интересы. Но честность посредничества проверить не так трудно: достаточно
присмотреться, что приоритетнее для
посредника – интересы урегулирования конфликта либо иные, своекорыстные
интересы, даже в ущерб самому
урегулированию? Когда Россия
стала добиваться реальных сдвигов, западные представители стали всячески
мешать ей (это реальные факты, а не домыслы: мог бы
дать немало конкретных примеров). Они стали настойчиво добиваться
«центральной роли» для МГ ОБСЕ! Даже «оnly»! И вот она уже 12 лет центральная,
практически монопольная. Не пора ли подвести итоги, хотя бы
промежуточные? Самое ценное - сохранение перемирия, но нет никакого иного
позитива, ощутимого для двух народов. Значит, не помогла ОБСЕ даже её
исключительная роль в посредничестве. Конечно,
дело, прежде всего, в общепризнанном глубоком взаимном недоверии
сторон конфликта, в их полярных позициях и негибкости. Недоверие заклинило
стороны в неуступчивости, в стремлении решить сначала свои проблемы,
что не позволяет им идти на равноценные размены. А как ОБСЕ
влияет на стороны? Они требуют от ОБСЕ давления на противостоящую сторону.
Посредники не хотят давить, и это верно. Чего же не
хватает ОБСЕ? Последовательности. Лишь бы спасти мирный процесс, в
любом виде удержать его на плаву, ОБСЕ идёт иногда на неоправданные уступки
сторонам в конфликте, проявляет конформизм, оппортунизм. Не столько энергично
ведет их к миру, сколько плетется за сторонами, уступая им даже в
необоснованных капризах. Конечно, мирный процесс чрезвычайно важен, хотя бы
для сохранения перемирия, но не может стать самоцелью. Цель – разрешение
конфликта мирными, переговорными средствами. Теперь два
блока проблем. Первый. ОБСЕ
не хватает верности своему обязательству мирно разрешить этот конфликт,
твердости в отстаивании этого курса. Раз взялась за мирное разрешение
конфликта, то должна решительно выступать против всего, что мешает этому. А
поскольку стороны и сами взяли то же самое обязательство, необходимо
требовать последовательности и от них. Необъяснима,
например, удивительная толерантность ОБСЕ в отношении ряда весьма
негативных явлений. Вот некоторые из них: а) раскрутка
воинственной кампании руководством любой стороны конфликта, б)
периодические серии инцидентов на линии соприкосновения, в) взвинчивание военных бюджетов и гонки вооружений, особенно нетерпимое в таком чувствительном, взрывоопасном регионе. Все три названных
направления служат нагнетанию напряженности, закреплению и даже наращиванию
взаимного недоверия, парализующего мирный процесс. Сопредседатели МГ ОБСЕ
высказываются по этим вопросам слишком деликатно, даже чересчур робко. Это
ещё можно понять с учётом иерархии. Но где же высшие должностные лица ОБСЕ?
Не похоже, чтобы они привлекали внимание руководителей сторон конфликта к
неприемлемости таких акций и заявлений для общеевропейской организации. ОБСЕ
приложила немало усилий для мирного решения конфликта и не должна позволять
сторонам пренебрежительного отношения к ним. Это вовсе не давление на
стороны, а естественное ограждение мирного пути решения конфликта,
того пути, за который выступили как все стороны, так и ОБСЕ и международное
сообщество. Второй блок.
ОБСЕ не хватает верности своим собственным решениям, документам, принятым
ранее, причём принятым опять же с согласия сторон. Можно привести немало
решений ОБСЕ, от которых она давно отошла и действует не так, как было
решено. - Будапештский саммит
поручил сопредседателям проведение переговоров между конфликтующими
сторонами, а не только между признанными государствами. Или возьмите мандат
сопредседателей. Там тоже речь идет лишь о сторонах конфликта, а не
государствах. А одна из сторон фактически давно отстранена от переговорного
процесса. - О НК как третьей стороне
этого конфликта однозначно высказался Действующий председатель ОБСЕ Ласло Ковач 31 марта - СБСЕ в - ОБСЕ
проводит мониторинги соблюдения прекращения огня на линии соприкосновения, но
не может обеспечить его. Причём полностью игнорируется единственное в активе
ОБСЕ соглашение между всеми тремя сторонами – об укреплении режима
прекращения огня, которое определило порядок урегулирования инцидентов на
линии соприкосновения, не допускало эскалации напряженности из-за них. В нём
высшие военачальники всех трех сторон конфликта по прямому поручению своих
первых лиц взяли целый ряд бессрочных обязательств, которые вообще не
выполняются. К самым
нелепым курьёзам нынешней многосторонней дипломатии можно отнести то, что
личный представитель Действующего председателя ОБСЕ посол Каспржик,
проводящий мониторинги на линии соприкосновения с Встает даже сакраментальный
вопрос: стоит ли добиваться новых соглашений между сторонами, если те тоже не
будут выполняться, а ОБСЕ так и не добьётся от сторон надёжного выполнения
взятых обязательств? Но вся эта критика вовсе не
имеет целью поиск новых посредников взамен сопредседателей МГ ОБСЕ или в
пристёжку к ним. Наивно полагать, что смена посредников решила бы дело.
Многие просто не выдерживали тягот посредничества по Карабаху. Так Италия
«утомилась» за 17 месяцев, Швеция за 16, Финляндия взмолилась через 11 и с
трудом дотянула до 20 месяцев. Так что хватит экспериментов в подборе
посредников! Дело,
повторяю, в позициях сторон и оппортунизме ОБСЕ. Надо требовать от
общеевропейской организации большей чёткости и последовательности в ведении
дел, непримиримости даже к помыслам о силовом решении конфликта и
настойчивости в проведении в жизнь принятых решений. Коснусь и некоторых других проблем урегулирования в Карабахе: В ходе войны
было немало отвратительных явлений: депортаций, бомбёжек и обстрелов городов
и сёл, редко брали в плен и т.п. Среди этих проблем и оккупация чужих земель.
Об оккупации говорится много, даже отождествляют её с агрессией,
хотя это далеко не одно и то же.. Противоборство началось ещё в СССР (это был внутренний конфликт, а не агрессия), а
разгорелось после распада Советского Союза. Только Москва прямо говорила
тогда Еревану, что Армения – прямой участник конфликта. Запад был терпим к
подключению РА к военным действиям (в 4 резолюциях СБ
ни слова об участии Армении в войне). Видимо, сказывалась инерция поддержки
карабахского движения ради ослабления СССР. С явным
умыслом замазывается происхождение нынешнего статус-кво и оккупации. Не всем
нравится разбираться, как это было. Не с оккупации начался конфликт, а с
депортаций и силовых акций. Оккупация – следствие военных действий и
их продолжения 2,5 года. Мы осуждали каждый захват, но в ходе боевых действий
военная логика плохо подчиняется политической, юридической, а тем более моральной. Армяне норовили спрямить, сократить линию
фронта перед лицом потенциального превосходства Азербайджана и продолжали
захваты. Но «соавтором» армянской оккупации стал тот, кто упорно пытался решить
конфликт силой, уходил от миротворческих инициатив, срывал прекращения огня.
В этом официальный Баку повинен не меньше, а даже больше других сторон.
Оплакивать последствия своей воинственности маловато – полезнее осознать
немалую собственную ответственность за происшедшее и извлечь уроки на
будущее. Конечно,
оккупация районов вокруг НК – аномалия. Её надо устранить как можно
скорее. После падения Агдама это было даже безоговорочным
требованием Совет Безопасности ООН, но после серии срывов миротворческих
усилий в 1993-94 гг. стало предметом переговоров: нельзя было вознаграждать
того, кто более года не выполнял главное требование всех четырёх резолюций СБ ООН – немедленно прекратить военные действия.
Ведь наступление зимой 1993-94 гг. было предпринято уже после всех 4
резолюций СБ ООН. Из-за их невыполнения он и не
принимал более резолюций по Карабаху. Из-за взаимного недоверия сторон много лет идёт спор, быть ли урегулированию пакетным или поэтапным? Что должно быть устранено в первую очередь – причины или последствия вооруженного конфликта? А на самом
деле наивысший приоритет (выше последствий и даже причин!) имеет
задача перекрыть пути к возобновлению военных действий. Пакетное
урегулирование автоматически включает в себя гарантии мирного решения, исключает
возврат к войне как средству решения спорных проблем. Сложнее в этом
отношении с поэтапным решением, которого добиваются азербайджанцы с целью
первоочередного освобождения территорий, занятых вокруг НК, и возвращения
вынужденных переселенцев. Но есть
внутренняя логика урегулирования. Основным условием поэтапности
должен стать четкий отказ сторон от применения силы и его гарантирование.
Это как бы «нулевой цикл» для поэтапного подхода. Без него не быть
первому этажу, не проскочить к первому этапу. Освобождению оккупированных
территорий больше всего мешает как раз попытка цепляться за иллюзию военного
реванша. Это не даёт вместить все спорные проблемы в политическое поле,
многие из них остаются в военном измерении. А кто же сдаст более выгодные, давно
укрепленные позиции, если угроза вспышки военных действий так и не снята
полностью? И, наоборот, устранение военной угрозы лишит армян внятных
предлогов сохранять оккупацию азербайджанских районов, даже если
окончательно ещё и не решён вопрос о статусе НК.
Это и стало бы во многом победой
разума и права над силой. Поэтому
необходимо отдать теперь 2006 год не столько принципам урегулирования,
сколько снятию любых военных угроз, что скорее открыло бы путь к первым
практическим шагам. Отказ от этого - синоним нежелания идти на
мирное, переговорное разрешение конфликта. Это должно вызывать однозначно
негативную реакцию со стороны ОБСЕ, сопредседателей и участников МГ, других государств и международных
организаций. |
|