«Азг» (Ереван), 30 июня - 1 июля 2006 г.

Владимир Казимиров

 

 

 

«ПОЛУБЕРЕМЕННЫМИ НЕ БЫВАЮТ. НАДО ИЛИ ПОЛНОСТЬЮ ПУБЛИКОВАТЬ ДОКУМЕНТЫ, ИЛИ СОХРАНЯТЬ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ»

Сопредседатели устали от ожидания

       «Мне трудно судить об этом, так как я не являюсь участником переговоров и о многом знаю не из первоисточника, а сторонних источников. Поэтому мое мнение может иметь лишь относительное значение». Так ответил на просьбу «Азг» прокомментировать доклад, представленный сопредседателями Минской группы ОБСЕ 22 июня в Вене, бывший российский сопредседатель МГ ОБСЕ Владимир Казимиров.

 

 

«Из того, что мне известно, я согласен с сопредседателями по поводу набора средств, но не с их последовательностью. Если вы заметили, в тексте заявления о двусторонних и международных гарантиях говорится в самом конце раздела предложений президентам. Думаю, что все то, что касается неприменения силы, более того - гарантий против угроз применения силы, должно быть не на первом этапе, а должно быть нулевым этапом, до применения средств на первом этапе.

Не считаю удачным размещение в самом конце заявления части, касающейся гарантий. Надо жестко отметить, что, сколько бы этапов ни было, им должны предшествовать закрепленные на международном уровне обязательства сторон: отказ от применения силы и угрозы применения силы для разрешения спорных проблем этого конфликта. Это должно быть на первом месте в качестве нулевого этапа».

Что касается поэтапности в содержании заявления, сделанного в Вене сопредседателями Минской группы ОБСЕ, и нечетких формулировок в вопросе статуса Карабаха, то, согласно Владимиру Казимирову: «Да, вопрос референдума в этом заявлении сформулирован довольно-таки размыто».

Не указываются конкретные сроки. Закреплено, что вопрос статуса будет предметом конкретных переговоров, не намечаются ни сроки этого референдума, ни условия. С азербайджанской стороны сразу ссылаются на то, что референдум, согласно конституции Азербайджана, можно проводить лишь в общегосударственном масштабе.

Неужели непонятно, с какой целью такая формулировка нашла место в конституции Азербайджана? Она была внесена с учетом этого конфликта для того, чтобы не допустить прямого волеизъявления населения Нагорного Карабаха. Это очевидно. Но если взять международную практику, то разве в таком вопросе голосует вся страна? Например, в Квебеке проголосовали только квебекцы, а не вся Канада.

Ссылки на то, что по азербайджанской конституции референдум невозможно проводить, неубедительны. В то же время, каким бы ни было карабахское урегулирование, в конституцию Азербайджана понадобится внести изменение, даже при последнем представлении азербайджанцев, будто Карабах будет иметь самую широкую автономию в составе Азербайджана».

А насчет того, почему сопредседатели МГ ОБСЕ выступили, с совместным заявлением, а американский новоназначенный сопредседатель Метью Брайза отдельно, неожиданно заговорив о документальном проявлении переговоров по карабахскому урегулированию, раскрыв некоторые подробности, по представлению Владимира Казимирова, то были преувеличенные ожидания, что в 2006 году можно будет создать основу для урегулирования конфликта.

«Что, скорее всего, иллюзия. Полгода прошло, прогресс не зафиксирован, даже при всём уважении к утверждению сторон, что Армения и Азербайджан никогда не были так близки к соглашению, между ними остаются нерешенные разногласия».

«В подобных ситуациях в определенной мере можно понять уныние сопредседателей, при их колоссальных усилиях, направленных на встречи двух президентов. Сопредседатели разочарованы, потому что президенты не ищут путей навстречу друг другу. И потому сопредседатели были вынуждены, и это нормально, доложить об этом в рамках Постоянного совета ОБСЕ», - отметил господин Казимиров.

На вопрос «Азг», насколько целесообразно и своевременно подобное частичное обнародование документа, находящегося на этапе переговоров и разработки, господин Казимиров ответил: «Как говорят - полубеременными не бывают. Или надо целиком обнародовать документы, или сохранять конфиденциальность. Интервью Брайзы и обнародованный отчёт сопредседателей МГ ОБСЕ лишь частично отражают документы, представленные президентам Армении и Азербайджана. Продолжить обнародование или приостановить - решат сопредседатели и стороны. Но согласно последней информации, например, Серж Саркисян - сторонник полного оглашения.

Напомню, что не было восторга, когда Гейдар Алиев обнародовал все три предложения сопредседателей, сделанных в 1997-98 гг. Спустя пару дней то же самое сделал и Ереван. Во всяком случае общественность составила определенное представление о ходе переговоров и о сделанных предложениях. Но не забывайте, что  тогда все три предложения - пакетное, поэтапное и общее государство - представлялись трем сторонам конфликта. В настоящее время предложения сопредседателей представлены президентам Армении и Азербайджана, но не всем сторонам конфликта».

По материалам публикации Агавни Арутюнян