|
«Азг» (Ереван), 30 июня - 1
июля Владимир Казимиров |
|
|
«ПОЛУБЕРЕМЕННЫМИ
НЕ БЫВАЮТ. НАДО ИЛИ ПОЛНОСТЬЮ ПУБЛИКОВАТЬ ДОКУМЕНТЫ, ИЛИ СОХРАНЯТЬ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ»
Сопредседатели
устали от ожидания «Мне трудно судить об этом, так как я не
являюсь участником переговоров и о многом знаю не из первоисточника, а
сторонних источников. Поэтому мое мнение может иметь лишь относительное
значение». Так ответил на просьбу «Азг»
прокомментировать доклад, представленный сопредседателями Минской группы ОБСЕ
22 июня в Вене, бывший российский сопредседатель МГ ОБСЕ Владимир Казимиров. |
|
|
«Из того, что
мне известно, я согласен с сопредседателями по поводу набора средств, но не с
их последовательностью. Если вы заметили, в тексте заявления о двусторонних и
международных гарантиях говорится в самом конце раздела предложений
президентам. Думаю, что все то, что касается неприменения силы, более того -
гарантий против угроз применения силы, должно быть не на первом этапе, а
должно быть нулевым этапом, до применения средств на первом этапе. Не считаю
удачным размещение в самом конце заявления части, касающейся гарантий. Надо
жестко отметить, что, сколько бы этапов ни было, им должны предшествовать
закрепленные на международном уровне обязательства сторон: отказ от
применения силы и угрозы применения силы для разрешения спорных проблем этого
конфликта. Это должно быть на первом месте в качестве нулевого этапа». Что касается поэтапности в содержании заявления, сделанного в Вене
сопредседателями Минской группы ОБСЕ, и нечетких формулировок в вопросе
статуса Карабаха, то, согласно Владимиру Казимирову:
«Да, вопрос референдума в этом заявлении сформулирован
довольно-таки размыто». Не
указываются конкретные сроки. Закреплено, что вопрос статуса будет предметом
конкретных переговоров, не намечаются ни сроки этого референдума, ни условия.
С азербайджанской стороны сразу ссылаются на то, что референдум, согласно
конституции Азербайджана, можно проводить лишь в общегосударственном масштабе.
Неужели непонятно,
с какой целью такая формулировка нашла место в конституции Азербайджана? Она
была внесена с учетом этого конфликта для того, чтобы не допустить прямого
волеизъявления населения Нагорного Карабаха. Это очевидно. Но если взять
международную практику, то разве в таком вопросе голосует вся страна?
Например, в Квебеке проголосовали только квебекцы,
а не вся Канада. Ссылки на то,
что по азербайджанской конституции референдум невозможно проводить,
неубедительны. В то же время, каким бы ни было карабахское урегулирование, в
конституцию Азербайджана понадобится внести изменение, даже при последнем
представлении азербайджанцев, будто Карабах будет иметь самую широкую
автономию в составе Азербайджана». А насчет того,
почему сопредседатели МГ ОБСЕ выступили, с совместным заявлением, а
американский новоназначенный сопредседатель Метью Брайза отдельно, неожиданно заговорив о документальном
проявлении переговоров по карабахскому урегулированию, раскрыв некоторые
подробности, по представлению Владимира Казимирова,
то были преувеличенные ожидания, что в 2006 году можно будет создать основу
для урегулирования конфликта. «Что, скорее
всего, иллюзия. Полгода прошло, прогресс не зафиксирован, даже при всём уважении
к утверждению сторон, что Армения и Азербайджан никогда не были так близки к
соглашению, между ними остаются нерешенные разногласия». «В подобных ситуациях
в определенной мере можно понять уныние сопредседателей, при их колоссальных
усилиях, направленных на встречи двух президентов. Сопредседатели
разочарованы, потому что президенты не ищут путей навстречу друг другу. И
потому сопредседатели были вынуждены, и это нормально, доложить об этом в
рамках Постоянного совета ОБСЕ», - отметил господин Казимиров. На вопрос «Азг», насколько целесообразно и своевременно подобное
частичное обнародование документа, находящегося на этапе переговоров и
разработки, господин Казимиров ответил: «Как говорят - полубеременными
не бывают. Или надо целиком обнародовать документы, или сохранять конфиденциальность.
Интервью Брайзы и обнародованный отчёт сопредседателей
МГ ОБСЕ лишь частично отражают документы, представленные президентам Армении
и Азербайджана. Продолжить обнародование или приостановить - решат
сопредседатели и стороны. Но согласно последней информации, например, Серж
Саркисян - сторонник полного оглашения. Напомню, что
не было восторга, когда Гейдар Алиев обнародовал все три предложения
сопредседателей, сделанных в 1997-98 гг. Спустя пару дней то же самое сделал
и Ереван. Во всяком случае общественность составила
определенное представление о ходе переговоров и о сделанных предложениях. Но
не забывайте, что тогда все три
предложения - пакетное, поэтапное и общее государство - представлялись трем
сторонам конфликта. В настоящее время предложения сопредседателей
представлены президентам Армении и Азербайджана, но не всем сторонам
конфликта». По
материалам публикации Агавни Арутюнян |
|