«Реальный Азербайджан», 21 июля 2006 г.

Владимир Казимиров

 

 

 

       ПРОШЛОЕ РАЗОБЛАЧАЕТ

Президент Азербайджана Ильхам Алиев на днях заявил турецкой газете "Джумхурриет" по  ситуации вокруг Карабаха буквально следующее: "Война не исключается, никогда не исключается. Существующий сейчас режим прекращения огня очень хрупкий, меры безопасности не обеспечивают на линии соприкосновения полного спокойствия. Между нами нет сил других государств, нет миротворческих войск, то есть в любой момент может произойти неприятный инцидент".

Тональность этих высказываний не совсем ясна. То ли тут больше озабоченности положением на линии соприкосновения, то ли наоборот - отмечается, что всегда под рукой предлог возобновить военные действия. Но лучше исходить из того, что более достойно главы государства.

Вряд ли президенту неведомы документальные свидетельства того, что 4 февраля 1995 г. его отец Гейдар Алиев дал указание своему министру обороны подписать соглашение между всеми тремя сторонами нагорно-карабахского конфликта об укреплении режима прекращения огня. По данному соглашению все стороны взяли бессрочные обязательства быстро улаживать инциденты на линии соприкосновения, не допускать их эскалации и взвинчивания из-за них напряжённости.

Это соглашение, предложенное сопредседателями Минской конференции и группы ОБСЕ Россией и Швецией, в тот же день подписали министры обороны Азербайджана М.Мамедов, Армении С.Саркисян и командующий армией Нагорного Карабаха С.Бабаян и с 6 февраля 1995 г. оно вступило в силу.

Причём соглашение не было импровизацией – его механизм пункт за пунктом обсуждался с первыми лицами сторон конфликта при поездке сопредседателей МГ ОБСЕ в Баку, Ереван и Степанакерт и лишь после этого документ 3 февраля был предложен нами на подписание. О готовности сторон говорит и тот факт, что все три подписи были поставлены под ним на следующий же день.

Ещё через день был произведен, как предусматривалось, обмен телефонами правительственной связи (ещё советской), по которым, а также по открытым факсам военные ведомства сторон должны были поддерживать регулярную связь между собой при возникновении инцидентов.

Нельзя утверждать, что это соглашение было панацеей, спасавшей от инцидентов, но прямые контакты между военными противостоящих сторон позволяли смягчать обстановку, быстро принимать адекватные меры на местах, включать усилия посредников, избегать раскрутки инцидентов в пропаганде. Для его выполнения не требовалось ничего другого, кроме политической воли. Ради информированности общественного мнения «Реальный» даже выразил готовность опубликовать полный текст соглашения.

Однако стороны давным-давно не выполняют взятых в нём обязательств. Сделаем допущение, что реализация соглашения выявила его недостатки, оно не оказалось достаточно эффективным. Но в таком случае - если есть политическая воля и дороги жизни военнослужащих и мирных жителей вдоль линии соприкосновения - та или иная сторона известила бы об этом посредников, внесла бы предложения, как доработать, возможно, дополнить соглашение, сделать более полезным. Ничего такого не было.

Пользуясь безалаберностью ОБСЕ, под эгидой которой было заключено это соглашение (кстати, одно-единственное в её активе по Карабаху), стороны просто пренебрегли своими же подписями под ним. Дело свелось к проведению мониторингов, которые носят выборочный характер, не могут обеспечить ни прямых контактов между сторонами, ни повсеместного надзора за положением дел на линии соприкосновения. А инциденты, унесшие уже тысячи жизней, продолжают нагнетать напряженность и недоверие между сторонами.

Когда факт пренебрежения этим соглашением был оглашён, министр обороны Армении С.Саркисян публично заявил о готовности вернуться к выполнению взятых обязательств, если так же поступит азербайджанская сторона. Ту же позицию занял Нагорный Карабах и повторил это в обращении к Баку и Еревану в мае с.г. Упорное молчание на этот счёт хранит как раз Баку, причём далеко не первый год.

Хотелось бы верить теперь, что высказывания президента Азербайджана на сей счёт, побудят к конструктивности в этом вопросе. Похоже, что прежде негативный подход Баку был продиктован нежеланием поддерживать как раз прямые контакты с военными противостоящих сторон, тем более что среди участников соглашения был и Нагорный Карабах. Однако этот подход – мелочь по сравнению с тем, что могут думать в цивилизованной Европе о той или иной стороне карабахского конфликта, которая подписывает соглашение для того, чтобы много лет упорно не выполнять его. Ведь об устремлении в Европу твердят там чуть ли не ежедневно.

Этот сюжет проецируется и на сегодняшнее положение в процессе карабахского урегулирования. Стоит ли биться над согласованием «принципов» и подготовке соглашений между сторонами, если они будут столь же «аккуратны» в их реализации, блеснут такой же политической «волей»? Ведь именно на проявлении политической воли сторон настаивают сегодня Сопредседатели МГ ОБСЕ.

    Примечание:  В продолжение этой статьи «Реальный Азербайджан» опубликовал текст соглашения об укреплении режима прекращения огня с письмом министра обороны АР М.Мамедова от 4 февраля 1995 г. о согласии Азербайджана взять на себя соответствующие обязательства (cм. документ №12.в разделе «Основные международные документы карабахского урегулирования» на этом же сайте).