|
Информационное агентство REGNUM, 19 августа
2006 г. Беречь страну от риска или «любой
ценой»? К задаче №1
азербайджанской дипломатии |
|
|
На проходящем
на днях в Баку совещании глав всех 46 дипломатических представительств
Азербайджанской Республики выступил президент АР Ильхам
Алиев. В любой стране установки главы государства имеют определяющее значение
для её дипломатической службы. Над их претворением в жизнь трудятся обычно не
один год. Президент
отметил крупные успехи Азербайджана в развитии экономики, в расширении
международных связей, важность укрепления отношений с другими государствами,
обозначив приоритетный характер отношений с соседними странами. При обзоре
международной обстановки и в свете происходящего на Ближнем Востоке И.Алиев
подчеркнул нежелательность событий, влияющих на безопасность людей. СМИ дают
цитаты: «Мы должны беречь нашу страну»; «Одной из основных задач нашей
внешней политики является снижение до минимума возможного в Азербайджане
риска». Сообщения о речи президента и о ходе совещания подтверждают особое
значение для Азербайджана мирного урегулирования конфликта в Карабахе. Всё это надо
бы приветствовать как пересмотр или хотя бы корректировку некоторых прежних
установок официального Баку. Но так ли это, пока нет уверенности - слишком
много противоречий. Президент
подчеркнул «хорошо продуманные принципы внешней политики» АР. Если речь идёт
о высказанных им здравых суждениях, как важно беречь страну, избавлять её от
рисков, то кто бы спорил! Но вдруг опять появятся заезженные
шапкозакидательские заявления о готовности решить нагорно-карабахский конфликт
«любой ценой» или «любым путем»? Ведь первое никак не вяжется со вторым. Из
чего же исходить послам? Может,
кто-то высчитал, что новая война с армянами - никакой не риск для могучего
Азербайджана? Но налицо свежайшие примеры того, что
даже несопоставимое превосходство в силе не гарантирует успеха, тем более
быстрого. А Азербайджан – не Израиль и не США. И армянские войска вроде бы не ровня
формированиям «Хезбалла» или иракским
боевикам. Немало военных экспертов в
Баку прямо высказалось на этот счёт. Быть может,
наказы послам - это всерьёз, а то другое - «понарошку», для устрашения супостатов и успокоения соотечественников? Но ведь это «понарошку» как раз ничем не помогает, а лишь затрудняет
урегулирование конфликта – казалось бы, задачу №1 азербайджанской дипломатии.
И.Алиев
всемерно подчёркивал, что статус Нагорного Карабаха (НК) может обсуждаться
лишь после ухода армян с захваченных ими территорий и возвращения вынужденных
переселенцев в родные места, в том числе в НК. Даже обсуждаться? Ну, ладно бы
– определяться. Почему именно так,
президент не раскрыл. А кому предлагается там самая широкая автономия
– армянам НК или азербайджанцам? А если азербайджанцам, то почему? По словам
президента, статус должен обсуждаться на основе норм международного права, а
также с учётом успешного в этой сфере мирового опыта. Но это слишком общё!
Норм международного права – множество. Каких именно? Если послы Азербайджана
вместо аргументов будут вещать абстракциями, вряд ли собеседники поймут их. А то вот,
как заявил один из руководителей Милли меджлиса Зияфет
Аскеров, «важен один принцип – принцип территориальной целостности». Как же
быть с десятком других принципов межгосударственных отношений? Видимо,
придётся упразднить, раз Аскеров ещё не успел их выучить. И не знает, что они
равноценны и должны браться в совокупности, а не порознь – кому какой
нравится. Всё это было бы смешно, когда бы… Но вернёмся
к речи президента и его полемике с армянами,
которые добиваются права НК на самоопределение. С учётом того, что армян много
и в других странах, И.Алиев вопрошает аудиторию: "В Америке, во Франции,
в Краснодарском крае РФ, в Грузии им также будет дано право на
самоопределение?» и «Почему Азербайджан должен быть исключением?» Риторические
вопросы звучны, но рискованны: «дьявол» - в деталях. Много ли в этих странах мест, где армяне
- большинство населения, как в НК? Тем более столь ярко выраженное
(¾)? Где подвергали их в недавние десятилетия выдавливанию, как в
Нахичевани и Карабахе, жестким гонениям, как в Сумгаите и Баку? Где ещё им
пришлось выдержать почти два десятилетия противостояния и более двух лет
ожесточённой войны? Да и не были ли Карабах и Нахичевань спорными ещё с
начала прошлого века? Периоды
ожесточения между армянами и азербайджанцами усеяны трагедиями. Азербайджанцы
могут справедливо сослаться на жестокость событий в Ходжалы,
на выдавливание из Армении. Этому тоже нет оправдания. Но в каких условиях
произошли три крупнейших трагедии - Сумгаит, Баку и Ходжалы?
В разгар боёв стороны пренебрегли нормами гуманитарного права, и могло
произойти всё, что угодно: почти не брали в плен, бомбили и обстреливали
города и сёла, зазывали наёмников, вплоть до моджахедов, нарушали
договорённости о прекращении огня и т.п. Сумгаит и
Баку были до Ходжалы. И до войны. Так что по
отношению к армянам среди стран, названных И.Алиевым, Азербайджан занял
особое место, в самом деле стал исключением. Проблема статуса НК в этом свете
действительно крайне важна. Должен ли Баку учитывать всё это и проявлять
более гибкий подход? Или упомянутое не имеет
никакого значения!? Скажем, перекрывается одним-единственным принципом,
который выучил г-н Аскеров, не желая знать всех остальных? А то, что мы
видим на Ближнем Востоке - ещё один довод в пользу недопустимости новых
рисков, угрожающих безопасности азербайджанского и армянского народов,
аргумент в пользу их исторического примирения после мученической и кровавой
«ничьей» (Нахичевань – Нагорный Карабах). |
|