«Эхо» (Баку), 21 октября 2006 г.

Владимир Казимиров

Полностью отмолчаться невозможно

        В связи с опубликованием 20 октября в вашей газете статьи "Нужна ли встреча Абиева и Саркисяна?" хотелось бы сообщить нечто существенное об обстановке на линии соприкосновения азербайджанских и армяно-карабахских войск.

        Поскольку бессрочное перемирие с 12 мая 1994 года было заключено без развода войск сторон, без размещения нейтральных миротворцев или даже наблюдателей, вскоре возникла потребность укрепить режим прекращения огня путем дополнительного соглашения, которое определило порядок урегулирования инцидентов на линии соприкосновения, мешало их эскалации на местах и раскрутке в пропаганде. Такое соглашение было заключено 4 февраля 1995 года под эгидой ОБСЕ министрами обороны АР и РА и командующим армией Нагорного Карабаха при прямом одобрении лично Гейдаром Алиевым, Левоном Тер-Петросяном и Робертом Кочаряном.

        Это соглашение предусматривало, в частности, безотлагательные прямые контакты между политическим и военным руководством сторон и принятие неотложных конкретных мер для недопущения разрастания инцидентов, их прояснения и улаживания.

         Однако это соглашение давно не выполняется сторонами и фактически предано забвению в ОБСЕ. И это в условиях, когда на линии соприкосновения продолжают гибнуть как военнослужащие, так и мирные жители. Практически не проходит недели, чтобы стороны не публиковали сообщений о нарушении режима прекращения огня другой стороной и пострадавших. Поэтому инициатива личного представителя действующего председателя ОБСЕ посла А.Каспршика, предложившего провести встречу министров обороны сторон конфликта, представляется весьма полезной. В этих вопросах много военной специфики, что серьезно затрудняет их рассмотрение министрами иностранных дел.

        Военные руководители Армении и Нагорного Карабаха открыто высказались за выполнение тех обязательств, которые стороны взяли на себя по февральскому соглашению 1995 года. Официальный Баку на сей счет упорно хранит молчание. Может быть, несмотря на одобрение Гейдаром Алиевым, в этом соглашении выявлены какие-то недостатки? Но это было бы вполне поправимо - нередко соглашения в таких случаях дорабатываются или дополняются с согласия сторон.

         Не хотелось бы верить, что военачальники той или иной стороны выше ценят жизни своих солдат, офицеров и мирных жителей, чем военачальники другой стороны жизни своих граждан. Нельзя заниматься лишь статистикой нарушений и жертв, ничего не предпринимая для спасения своих соотечественников. Никакие политико-дипломатические игры и ухищрения не стоят человеческих жизней. Спросите у матерей тех, кто пал жертвой преступного бездействия руководства.

         Есть еще один, поистине сакраментальный аспект этого дела. Выполнение соглашений - один из важных критериев зрелости, предсказуемости государства как одного из членов международного сообщества. Ведь уже более 10 лет стороны при содействии международных посредников ищут возможности для мирного политического разрешения карабахского конфликта. Более того, работа идет еще лишь над "принципами" урегулирования, а впереди еще немало усилий по формулированию текста соглашений. Но если заранее выявляется неспособность сторон выполнять обязательства, принимаемые на себя по оформленным и одобренным их руководством соглашениям, то зачем все эти усилия?

        Заведомо ясно, что соглашения, целиком устраивающего одну из сторон, и не будет - его просто не может быть, потери и разочарования на фоне ожиданий абсолютно неизбежны. Зачем тогда годами морочить голову себе, своему народу и всему международному сообществу? Достижение мира для двух народов невозможно без выхода на компромиссные соглашения и без их гарантированного исполнения. Можно долго молчать, но полностью отмолчаться по этим вопросам невозможно - всем придется нести ответ перед своим народом, перед историей.