Эксклюзив                 «Новости-Армения», 14 сентября 2007 г.

 

 

Серьёзных сдвигов в карабахском урегулировании

теперь вряд ли можно достичь раньше 2009-2010 годов

 

 

 

Эксклюзивное интервью экс-главы посреднической миссии России и полномочного представителя президента РФ по политическому урегулированию нагорно-карабахского конфликта, заместителя председателя Ассоциации российских дипломатов Владимира Казимирова Агентству международной информации «Новости-Армения».

Новости-Армения: Чем Вы объясняете некоторое замораживание процесса карабахского урегулирования?

В.Казимиров: Полярной несовместимостью, экстремальностью позиций сторон по коренной спорной проблеме конфликта - статусу Нагорного Карабаха и неизбежной паузой в проведении встреч президентов и даже министров иностранных дел Азербайджана и Армении в канун выборов в обеих странах. Вернее, отдельные встречи даже можно провести, но для чего? Для галочки?

Новости-Армения: Считаете ли Вы возможным активизацию мирного процесса до выборов в Армении и Азербайджане?

В.Казимиров: Ясно, что серьёзных сдвигов в карабахском урегулировании теперь вряд ли можно достичь раньше 2009-2010 годов. Шансы на это были упущены ещё в прошлом году. На 2008 год на первый план выходят задачи, которым долго не додавалось должного значения и внимания: укрепление перемирия, недопущение милитаристской истерии, бездумной воинственной риторики и гонки вооружений, соблюдение прекращения огня на линии соприкосновения.

Имея ото всех сторон конфликта мандат на его мирное, а не какое-то иное урегулирование, ОБСЕ должна гораздо решительнее и последовательнее противостоять тем, кто, занимая высокие посты, хвастает готовностью ввергнуть оба народа в новую трагедию. Те, кто добивался перемирия более 13 лет назад, не могут иначе реагировать на разгул безответственной, вредоносной и даже опасной бравады и на беспомощную "толерантность" ОБСЕ. Она сейчас "разбазаривает" этим перемирие, добытое в карабахском урегулировании при содействии России.

Новости-Армения: Насколько реальным и эффективным может стать давление на стороны конфликта или навязывание им того или иного варианта урегулирования?

В.Казимиров: Давление не только допустимо, а обязательно, но не по конкретным формулам урегулирования, а лишь в интересах обеспечения безальтернативности мирного политического разрешения конфликта. Кое-кто прикрывается тем, что посредники - не судьи. Казалось бы, это верно, но только не в основополагающем вопросе - должен ли быть конфликт разрешён мирно или пусть стороны возобновят мучительные попытки его силового решения? Ведь это означало бы крах миссии общеевропейской организации. В этой части посредники должны судить трезво и строго, осуждать любой вызов миротворчеству ОБСЕ. Иначе что это за организация безопасности, да и сотрудничества в Европе?

Новости-Армения: В чем заключается тиражируемая Западом "уникальность" косовской проблемы, и почему применяемые при ее урегулировании принципы, в том числе предусматривающие право наций на самоопределение, не могут распространяться на конфликты постсоветского пространства?

В.Казимиров: Любой конфликт по-своему специфичен, а в чём-то и уникален, но означает ли это полное отсутствие сходств? Разве не во всех современных вооружённых конфликтах пролита кровь и требуется найти компромиссное мирное решение? Ссылками на уникальность каждого морочат людям голову. Каждый человек тоже уникален, но нормы и законы прописываются для всех. Ведь на самом деле существо спора сводится тут к одному: в каких конкретных обстоятельствах, включая эпоху и регион, право на самоопределение берёт верх над территориальной целостностью данного государства? И пусть себе во всём остальном каждый конфликт остается даже уникальным!

Мне представляется, что нельзя искать для этого единое лекало для всех случаев и судить об этом в целом как о всеобщем приоритете – всё зависит от конкретики. Желающих доразобраться с этим важнейшим вопросом позвольте пригласить ознакомиться со статьей «Два хельсинских принципа и «атлас конфликтов» (журнал «Россия в глобальной политике» №2 за март-апрель 2007 г.)

Новости-Армения: Ожидаете ли Вы изменения позиций официального Степанакерта в вопросе карабахского урегулирования после вступления в должность нового президента Нагорного Карабаха Бако Саакяна?

В.Казимиров: Стратегических не ожидаю, а тактические нюансировки могут быть у любого руководителя и по ходу осуществления им своего мандата.

Новости-Армения: Может ли оказать какое-либо влияние на процесс карабахского урегулирования брак американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Меттью Брайзы с турчанкой Зейно Баран?

В.Казимиров: Как известно, жены могут влиять и по-разному. Всё зависит от хребта мужа. В данном случае представитель США может оказаться более уязвим для упрёков со стороны армян из-за позиции Турции в карабахском конфликте. Но если всерьёз, то автоматизма в таких делах нет и лучше подождать с суждениями на этот счёт.

Новости-Армения: Допускаете ли Вы возможность возобновления боевых действий в зоне конфликта и каковы будут последствия новой войны?

В.Казимиров: Полагаю, что в ближайшие годы из-за реального соотношения сил сторон ни одной из них не добиться на поле боя быстрых решающих успехов. Ведь соблазн для авантюристов - именно быстрый успех, «блицкриг». Вязкие военные действия больше опасны для самого их инициатора – начал бойню, а где результат? Списать вину за них на противостоящую сторону тут не получится – слишком контрастны позиции сторон в отношении войны. Жёстким требованием международного сообщества тут же станет незамедлительно прекратить её. И уж тогда пойдёт речь как раз о давлении, которое применительно к проблеме войны и мира лучше оказывать заранее, а не задним числом - профилактика эффективнее лечения. Так что предаваться силовым атавизмам по меньшей мере нерентабельно, а, может быть, и самоубийственно. Об этом не раз говорили также представители США и государств Европы, влиятельных международных организаций.

Хотя нельзя полностью исключать авантюры. Ясно, что издержек, жертв и разрушений было бы больше, чем прежде - сражались бы уже не полупартизанские формирования, а хорошо оснащенные вооружённые силы. Количество беженцев и вынужденных переселенцев не убавилось бы, а наоборот, только прибавилось бы. И как бы не клеймили прежнюю войну и её результаты, новая ещё одиознее – это ещё более масштабная аномалия. Поэтому и нельзя допустить её.