Информационное агентство ПАНАРМЕНИАН, |
Владимир
Казимиров В последнее время
Минобороны Азербайджана все чаще сообщает об инцидентах на линии
соприкосновения Армии обороны НКР и Вооруженных сил АР и жертвах перестрелок.
НКР и Армения нередко опровергают эти сообщения. Как Вы оцениваете эти
различия в оценках ситуации сторонами карабахского
конфликта? Такие расхождения – не новость:
взаимоисключающих высказываний сторон немало. Суть дела прояснить не так
трудно: что дают вооруженные инциденты в нынешней обстановке? Это, прежде
всего, циничное средство поддержания и даже нагнетания напряженности,
мобилизованности и раскрутки ненависти к противостоящей стороне, локального
прощупывания ее позиций и боеготовности. Инциденты возникают и оттого, что
Баку отказался развести силы сторон от линии соприкосновения, сохранив
дистанцию периода войны лишь в несколько сотен метров, а недавно даже
сокращал ее. Нередко гибнут люди, не только солдаты и офицеры, но и мирные
жители. Уместен вопрос – что важнее той или иной стороне: жизни людей или
атмосфера напряженности? Какой стороне она нужнее? Не той ли, что то и дело угрожает реваншем? Есть еще один срез этой темы.
Напомню, что Вы сказали, что это
соглашение заключено под эгидой ОБСЕ. А почему общеевропейская организация не
настаивает на его выполнении сторонами? Резонный вопрос. Вот так
неаккуратно и беспомощно ведут дела те, кто добивался центральной роли
Минской группы в карабахском урегулировании. Причем в активе
ОБСЕ нет другого соглашения между сторонами – это одно-единственное. Даже
посол Анджей Каспршик, который ближе всех к
проблеме инцидентов (10 лет два раза в месяц проводит мониторинги на линии
соприкосновения), узнал о нем не в ГУАМ вновь пытается
вынести вопрос о «замороженных конфликтах» на новую, 62-ю сессию ГА ООН,
вовлечь в обсуждение представителей государств, понятия не имеющих, например,
о карабахском конфликте. Как Вы оцениваете влияние этого фактора на процесс
урегулирования в Карабахе? Так чем меньше знают, тем лучше
для инициаторов включения подобных вопросов. Но Азербайджану не сулит это
одни дивиденды. «Коньком» будут призывы выполнить резолюции СБ ООН по Карабаху, но как скрыть, что и АР не может
сказать, что выполнила хоть какое-то сущностное требование 4-х его резолюций,
кроме прекращения огня. Да и то совсем не сразу и не целиком: прекращены лишь
боевые действия, а не военные, раскручиваются инциденты. Главнейшее
требование прекратить огонь именно Баку не выполнял более года, сорвал в
1993-94 гг. 4 договоренности об этом и другие миротворческие инициативы. На
сей счет есть документы. Неслучайно СБ ООН как раз после срыва прекращения огня Азербайджаном
в октябре Как же урегулировать
этот конфликт, если Азербайджан не идет на компромиссы и соглашения и, даже
подписав их, не выполняет? В самом деле, в этом конфликте
под вопросом и договороспособность сторон, и их
серьезность в выполнении взятых обязательств, что совсем нелестно для
признанных государств. К примерам с резолюциями СБ
ООН и февральским соглашением Сейчас две стороны из трех никак
не могут договориться о «принципах» урегулирования, а
сколько усилий потребовалось бы для перевода «принципов» на язык соглашения?
А там полная неуверенность в выполнении соглашения
сторонами, если оно и будет подписано. Ведь главное не подписать, а
выполнить! Поэтому ОБСЕ надо заранее учесть это и по всем направлениям убрать
избыточную «толерантность» в вопросах войны и мира в
Карабахе. Сейчас армяне ловко пользуются очевидной необязательностью
азербайджанской стороны в отношении резолюций СБ ООН
и других дел. Но стоило бы посоревноваться с оппонентами не только по
демократичности, но и в части состоятельности как государства. Это ныне
важный фактор на международной арене. |