|
Информационный портал
“Armenia Today”, 1 декабря 2007 г. Ответы на вопросы корреспондента
портала «Армения Тудэй» 1. Минская Группа ОБСЕ в Мадриде
представила сторонам «сбалансированные базовые принципы мирного
урегулирования конфликта» и призвала завершить нынешний этап переговоров
одобрением базовых принципов и незамедлительно перейти к новой фазе -
выработке проекта всеобъемлющего мирного соглашения. Переговоры ведутся в
закрытом режиме, однако чем обусловлено, что сторонам сделано такое
предложение именно сейчас перед выборами в Армении и Азербайджане? В МГ
ОБСЕ надеются на прорыв в переговорах или это очередной ход переговорщиков? Встреча министров
иностранных дел Азербайджана и Армении в Мадриде с участием высоких
представителей государств-сопредседателей Минской группы в дни высшего форума
ОБСЕ, подводящего итоги 2007 года, тем более в канун года президентских
выборов в обеих закавказских странах - тут всё располагало к громкому аккорду!
Полагаю, что реальное назначение акции сопредседателей гораздо скромнее – не
столько добиться прорыва, а хотя бы не растерять то, что было наработано в
последнее время. Чтобы после выборов в Армении и Азербайджане не пришлось
опять начинать с нуля. Даже краткие высказывания В.Осканяна
и М.Мамедъярова после мадридской встречи показывают,
что пока что не до прорыва. А посредники вновь показали, что дело не за ними,
а за сторонами конфликта. Тем более что и так участвуют в этих встречах не
все стороны. 2. Предложение ОБСЕ в Мадриде сделано на
фоне недавнего заявления министра обороны Азербайджана в Астане 27 ноября на
Совете глав оборонных ведомств СНГ. Он заявил, что вероятность войны почти
стопроцентная. Как вы это прокомментируете? Комментировать всерьёз
каждое столь безответственное заявление и не стоит – вся эта лихая бравада («любым
путём», «в любой момент», «100%» и прочее) ждёт сатириков. Как повседневная
терапия юмор сильнее морализирования и излишнего глубокомыслия. А вот официальные
инстанции разных стран и международные организации могли бы коллекционировать
такие перлы воинственности и периодически выставлять Баку счёт. Там то и дело
оправдывают их «состоянием войны», даже рассуждают, что это, мол, лишь
перемирие. Но забывают, что (в отличие от прежних)
перемирие с 12 мая 1994 г. заключено Г.Алиевым как бессрочное. Да никак не
могут найти акт и дату объявления войны. Для убедительности
ссылаются на факт оккупации 7 районов Азербайджана. Только опять забывают,
кто же своими регулярными и всяческими уходами от прекращения военных
действий помог недругам захватить столько районов? Есть такие «заслуги» и
лично у министра обороны. Именно он так и не дал ответа на предложение посредника
в июле 1993 г. прекратить активные боевые действия в зонах Мардакерта и Агдама. А ответь
он и подпиши, может, Агдам тогда и не пал бы. 3. Заместитель Госсекретаря США Николас Бернс в Мадриде заявил, что любые договоренности,
которые будут достигнуты по Косово, не могут быть распространены на другие
конфликты. В течение 15 лет сопредседатели Минской группы ОБСЕ от Франции,
России и США занимаются урегулированием нагорно-карабахского конфликта.
Ситуация в Косово особая, и я не думаю, что можно проводить какие-то
параллели между ситуацией в Нагорном Карабахе и возможным решением в
Косово. Это уникальная ситуация. Слободан Милошевич попытался уничтожить более
1 млн косоваров
- албанских мусульман. Вмешалось НАТО, там была война и в итоге ООН, НАТО и
ЕС удается сохранять там мир в течение 8,5 лет. Теперь около 95% населения,
которое там живет - это косовары - албанцы-
мусульмане и это отличная от Нагорного Карабаха ситуация. Как вы
прокомментируете подобное мнение? Есть мелкие
неточности: этот состав сопредседателей работает с 1997 г., то есть 10 лет.
Но есть неточности и покрупнее. Обойден корень
проблем, а он в процессах распада СССР и Югославии в 90-е годы. Мог ли распад
проходить исключительно по прежним
границам, нередко чисто административным? Или стихия распада не понимает
границ и находит свои линии разлома? Дело тут не только в прецедентах. Они,
бесспорно, имеют значение, но не всегда как раз решающее. При рассмотрении ситуации
нельзя не учитывать характеристику эпохи и региона, специфику каждого
конфликта, чтобы выявить, какой из двух не всегда совместимых принципов
(право на самоопределение или территориальная целостность) оказывается более
действенным в данных конкретных условиях. Каждый конфликт специфичен, даже в
чём-то уникален, но это не лишает их и довольно существенных сходств: скажем,
попытка решить спор силой, недооценка миротворческих инициатив и отсюда –
жертвы, беженцы, разрушения, оккупации, тяжкие испытания для народов. Стакан
наполовину наполнен, а наполовину пуст. Не стоит уникальность абсолютизировать.
4. Возможен ли компромисс в то время, когда
глава МИД Азербайджана в день представления отмеченных принципов
урегулирования в Мадриде заявил о территориальной целостности Азербайджана,
учитывая то, что позиция Еревана, как известно, по данному вопросу иная.
Так это как раз и
не предвещает прорыва, хотя несказанно рад был бы ошибиться в этом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|