|
Информационный портал «Армения-тудей», 30 декабря 2007 г. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
КОРРЕСПОНДЕНТА ПОРТАЛА «АРМЕНИЯ-ТУДЕЙ» ? - После встречи в Мадриде
сопредседатели МГ ОБСЕ и армянская сторона начали выступать с оптимистичными заявлениями,
объявляя даже о том, что решение конфликта возможно до предстоящих в Армении
выборов президента. Азербайджанская сторона была более сдержана, заявляя, что
имеет определенные претензии к представленному в Мадриде документу. Как Вы
прокомментируете подобные разногласия между сторонами? -
Расхождения в оценках, доходящие порой до полярности, давно присущи процессу
карабахского урегулирования. В какой-то мере это даже естественно из-за
прямого противостояния сторон в коренном вопросе о статусе Нагорного
Карабаха. Но это может служить и тактическим средством позиционирования
сторон в этом процессе. Чем больше та или иная сторона выказывает
удовлетворение предложениями посредников, тем больше «приглашает»
противостоящую сторону оценить их как неприемлемые. Важно добиться, чтобы
стороны избежали автоматизма в полярности оценок, оценивали эти предложения
по существу, а не из духа противоречия. Иначе им не прийти к согласию. ? - Глава МИД Азербайджана
постоянно выступает с воинственными заявлениями, в то время как глава МИД
Армении, наоборот, исключил решение карабахского вопроса военным путем. С
чем, по-вашему, связано такое противоречие, и не являются ли «миролюбивые»
заявления Мамедъярова лишь реверансом в сторону
международного - Это
не совсем так. Эльмар Мамедов осторожнее в заявлениях, чем Сафар Абиев и cам Ильхам
Алиев. Если верны сообщения СМИ, недавно он даже высказал сомнения в военных
действиях как средстве решения конфликта. Не исключено, что это распределение
ролей, чем официальный Баку грешил и ранее (можно припомнить, как хвастался
двурушничеством в процессе урегулирования Вафа Гулизаде, делая выпады против Москвы по уговору с
Гейдаром Алиевым, прибегавшим к словесным реверансам в адрес России). Как
министр иностранных дел Мамедъяров делает упор на
политико-дипломатических средствах, как правило, оставляя другим предаваться
военным угрозам. Правда, в отличие от армянских руководителей он не доходит
до логического конца, а должен был бы признать, что этот конфликт вообще не
имеет военного решения. Конечно, международное сообщество - главный адресат
его заявлений. ? - Как Вы оцениваете ситуацию
вокруг Косово, а также постоянные заявления западных структур о том, что
Косово не может служить прецедентом урегулированию конфликтов на постсоветском
пространстве? -
Идею об уникальности каждого конфликта не стоит доводить до абсолюта, а
точнее – до абсурда, будто между ними нет и никаких сходств. При всей
пестроте мозаики сходств и различий суть дела в каждом конфликте
в конечном счёте сводится к тому, какой принцип (территориальная целостность
или право на самоопределение) оказывается более применим и более действенен в
данную эпоху, в данном регионе, в данных конкретных обстоятельствах.
Прецедент тоже, конечно, не абсолют, но определённое значение в международных
делах имеет. В Косово рушатся некоторые аргументы. Налицо наглядный пример
создания заинтересованными державами второго албанского государства, а с 1974
г. есть пример создания второго турецкого государства (уж не будем считать АР
третьим). ? - Уходящий год был похож на предыдущие. Сопредседатели совершали визиты в регион,
затем выступали с различными заявлениями, старались поменьше общаться с
прессой, и в результате, мы видим, что итог года 2007 практически нулевой. По
крайней мере, создается такое впечатление. Как, по-вашему, возможно ли при
таком раскладе, что аргументы Азербайджана о переносе вопроса Нагорного
Карабаха в ООН станут более весомыми, и формат переговорного процесса,
действительно, может поменяться? - Не
вижу шансов на смену формата переговорного процесса, кроме возвращения
Нагорного Карабаха за стол переговоров. Ведь по решению Будапештского саммита
ОБСЕ сопредседателям поручено провести переговоры между конфликтующими
сторонами, а не между двумя признанными государствами. ОБСЕ не показала
верности своим решениям, последовательности своих усилий. Тем,
кто рассчитывает на какой-то иной формат, стоило бы вспомнить, почему Совет
Безопасности ООН перестал принимать резолюции по Карабаху. Ключевое
требование резолюций СБ ООН - прекращение огня и
военных действий - целый год не
выполнялось той стороной, которая всё надеялась одержать верх силой. А от
этого требования в немалой мере зависело выполнение остальных. Этот опыт вряд
ли стимулирует ООН вновь ввязаться в карабахское урегулирование. ? -Чего можно ожидать от визита
сопредседателей МГ ОБСЕ в регион в январе 2008 года? - Наоборот – в
ходе январского визита в регион сопредседатели ожидают получить ответы двух президентов на свои
формулировки, переданные в Мадриде через их министров иностранных дел. ? - Бытует мнение, что
электоральные процессы в Армении и Азербайджане в 2008 году могут
«затормозить» переговорный процесс. Если предположить, что следующим главой
Армении станет кандидат от власти, а в Азербайджане переизбран
действующий президент, не будет ли это означать продолжение политики
официального Еревана и Баку, и по сути, «подвешенного» состояния
переговорного процесса. - Руководство
двух сторон и так боится проявлять гибкость, идти на встречные уступки в
переговорном процессе, а патриотический угар предвыборной обстановки в обеих
странах ещё больше не благоприятствует этому. После выборов объективно это
станет легче, но хватит ли этого для реальных сдвигов - остаётся под
вопросом. Не стоило бы заранее пессимистически
считать всё «подвешенным», беспросветным. Многое будет зависеть от решимости
и политической воли руководителей, рискнут ли они пойти «против течения»,
сделать достаточно сбалансированные взаимные уступки. Но и в этом случае Баку
и Еревану потребуется согласие Степанакерта на их пока виртуальные
двусторонние договорённости. ? - Как вы оцениваете заявление
директора программ Международной кризисной группы по Европе Сабины Фрейзер о том, что самым рискованным периодом
возобновления военных действий может стать 2012 год, когда «нефтяные доходы
Азербайджана могут пойти на убыль, и военная авантюра может стать заманчивым
способом отвлечения внимания граждан от экономического кризиса». -
Вижу в этом долю резона. Но вероятность силовой авантюры будут всё же сдерживать многие факторы, как внешние, так и
внутренние. Извне уже было немало предостережений на сей счёт, и Баку
непросто пренебречь этим. Да и внутри руководства страны тоже ещё придётся
доказать или впасть в самообман, будто удастся быстро добиться решающего
военного успеха, ибо затяжная военная кампания губительна для инициаторов
авантюры и всей правящей элиты. В 2008 году трудно рассчитывать на подвижки. Но надо использовать этот год для протрезвления захмелевших, показывая не только трагичность попыток силового реванша для обоих народов, но и его бесперспективность. |
|