Информационный портал Дэйз (Баку), 6 марта 2008 г.

 

ОТВЕТЫ ВЛАДИМИРА КАЗИМИРОВА

НА  ВОПРОСЫ  РЕДАКЦИИ  DAY.AZ

 

- Каким образом в ближайшем будущем может отразиться косовский прецедент на урегулировании нагорно-карабахского конфликта?

- Прецеденты могут играть определённую, но не обязательно определяющую роль – это немаловажный, но дополнительный довод. Основа всё же - комплексный, системный подход: черты эпохи и региона, конкретные обстоятельства, специфика существа, хода и развязки вооружённого конфликта. От этого зависит мера действенности известных хельсинкских принципов.

Поражает подход сторон конфликта к этим принципам: каждая выпячивает лишь выгодный из них вместо оперирования ими в совокупности, как было предписано в Хельсинки. Напрочь «забыты» мирное решение споров, неприменение силы и угроз силой, хотя эти принципы прописаны как раз для конфликтных ситуаций. Среди сограждан немало неосведомлённых, но  международные структуры всё это видят. Одна из загадок – насколько угрозы решить конфликт «любой ценой» совместимы с конституционным отказом от войны в качестве средства решения международных конфликтов (см. ст. 9 конституции АР)?

В Косово нет никакого урегулирования (между косоварами и Сербией), а лишь силовой диктат извне - явно вразрез с резолюцией №1244 СБ ООН. Надеюсь, в Карабахе в конечном счёте придут к согласованному решению.

 

- Как вы считаете, какая сторона находится в выгодном положении от нынешней ситуации вокруг нагорно-карабахского конфликта – Армения или Азербайджан? На кого играет время?

- Время обкрадывает всех – и армян, и азербайджанцев. Расчёт на более быстрый рост экономик и военного потенциала тоже автоматически не даст никому «своего» решения конфликта. Для «материализации» вроде бы набранных преимуществ пришлось бы начать войну – однако это будет всё труднее. Но и тут успех не гарантирован. Немало примеров, когда, казалось бы, более сильный соперник не может одержать верх. В количественные показатели вложено много ресурсов и усилий, но они не всегда решают дело. Тем более что тут потребовался бы «блицкриг», а не затяжная война.

Обоим народам выгоднее всего как можно скорее мирно решить споры, подвигнув своих руководителей забыть несбыточные максималистские запросы.     

 

- Насколько реально урегулирование нагорно-карабахского конфликта, когда власть в Армении будет в руках Сержа Саркисяна?

- Пропаганда навязывает всем свои смурные очки. Не приуменьшая сложностей урегулирования, убеждён, что Серж Саркисян способен к реалистическому и гибкому подходу. Приведу пример. В 2005 г. на парламентских слушаниях в Ереване один из ораторов стал говорить об освобождении Агдама армянами, и мне пришлось задать ему с трибуны малоприятный для всей аудитории вопрос: от чего они освободили Агдам – от населения, от многих домов и строений? Несмотря на общий настрой, Сержу Саркисяну хватило мудрости и мужества заявить после этого: «Агдам – не наша родина». Хочется, чтобы все переговорщики делом проявили мудрость и мужество, реализм и гибкость.

 

- Насколько реально урегулирование нагорно-карабахского конфликта в 2008 году, учитывая нынешнюю шаткую политическую ситуацию в Армении и предстоящие президентские выборы в Азербайджане?

        - Не думаю, чтобы в этом году удалось продвинуться в решении конфликта. Но стоило бы основательно готовиться к 2009 и 2010 годам. Нигде в других конфликтах нет таких рецидивов ставки на силу, как в Карабахе, а канун выборов обостряет проявления псевдопатриотизма. Поэтому задачу 2008 года видел бы в том, чтобы международное сообщество прояснило горячим головам полную неприемлемость расчётов на решение конфликта силой. Все, кто причастен к прекращению военных действий в Карабахе, и не могут быть настроены иначе. Представители влиятельных государств и международных организаций сделали ряд заявлений о недопустимости войны, но этого мало.  Нужны более чёткие формулировки, а то и решения со стороны ОБСЕ и СЕ, их парламентских структур. СНГ и его Межпарламентской ассамблее, активно добивавшимся прекращения огня в Карабахе, негоже быть в стороне. Как и ООН. Посредники могут предложить соглашение о безальтернативно мирном решении конфликта.

          Хотя последняя серия инцидентов на линии соприкосновения вновь показала, как стороны «блюдут» соглашение об укреплении режима прекращения огня. Преодолеть недоверие сторон и этот правовой нигилизм - одна из главных задач урегулирования в Карабахе.