|
«Время новостей»
(Москва), 13 мая |
|
|
Владимир
КАЗИМИРОВ В Карабахе необходимо принуждение к
миру
15 лет назад при посредничестве российской дипломатии было достигнуто
перемирие в Нагорном Карабахе - самом масштабном и ожесточенном из конфликтов
на постсоветском пространстве. Прекращение огня в мае 1994 года было
оформлено Россией как бессрочное, но сопредседателям Минской группы Организации
по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) пока не удалось вывести
стороны конфликта на мирное соглашение. Актуальность урегулирования в
Карабахе стала нарастать на фоне августовской авантюры Саакашвили. В ноябре 2008 года президенты России,
Азербайджана и Армении подписали Московскую декларацию о приверженности
мирному урегулированию конфликта. Президенты Азербайджана и Армении обсудили эту тему на своей встрече
7 мая в Праге, куда они приехали на саммит, организованный Евросоюзом для
продвижения программы «Восточное партнерство». Ильхам
Алиев и Серж Саргсян снова встретятся в июне в Санкт-Петербурге.
Следует отметить и активизацию посреднических усилий России и США в
урегулировании. Косвенно к Карабаху привлекают внимание и наметки сдвигов в
армяно-турецких отношениях. На смену многолетнему застою растут ожидания
подвижек, причем в основном под воздействием внешней динамики. Четвертая
встреча Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна
в Праге пробудила надежды на прогресс в переговорах. Вполне возможны
подвижки по тому или иному «принципу»,
но нельзя забывать правило: ничто не
согласовано, пока не согласовано всё. Еще не преодолен ряд трудностей. Среди азербайджанцев и армян,
включая карабахцев, нет готовности к компромиссам,
да лидеры и не готовят их к уступкам. Немалое внутреннее сопротивление им
неизбежно. По ряду вопросов позиции двух сторон остаются взаимоисключающими.
Пока «вне игры» третья сторона - Нагорный Карабах, чья судьба остается
главной спорной проблемой конфликта. Армян прельщает право на самоопределение
народов, азербайджанцев - принцип территориальной целостности государств,
хотя оба эти принципа не применимы тут без ряда оговорок. Для Еревана важно
определить статус Нагорного Карабаха. Для Баку - вернуть земли, оставленные в
боях 1992-1994 годов. Кстати, их оккупация стала главным козырем азербайджанцев, хотя армяне и не смогли бы
тогда расширить захваченные территории, если бы не
упорные, но контрпродуктивные попытки Баку одержать
верх силой. Международное сообщество возлагает поиск договоренностей на самих
армян и азербайджанцев. ОБСЕ должна иметь свои приоритеты: не допустить
возобновления военных действий, добиться мирного разрешения споров и
неприменения угроз прибегать к силе.
Надо учитывать возросшее геостратегическое значение
и взрывоопасность региона, драматизм истории отношений между двумя народами.
Новая война в Карабахе укоренила бы вражду между ними на века, имела бы непредсказуемые последствия для
международных отношений, не говоря уже о неизбежно масштабных жертвах и
разрушениях. Поэтому надо любой ценой преградить тут путь к войне. Пока неясно, как это будет увязано с искомым соглашением. Ни в коем
случае нельзя считать это само собой разумеющимся или обозначить лишь в его
преамбуле. Мало и общего согласия сторон с принципом неприменения силы. Важно
учесть и темперамент южан, и горький опыт срывов перемирий в ходе войны, и
срыв одной из сторон единственного соглашения по Карабаху под эгидой ОБСЕ -
об укреплении режима прекращения огня, подписанного в феврале 1995 года. При всей важности Московской декларации, для урегулирования конфликта
необходим юридически обязывающий документ. Это нужно, чтобы отрезвить
поборников силового реванша или упреждения превентивным ударом. Стоило бы
заключить соглашение о неприменении силы при разрешении карабахского
конфликта. Баку вряд ли сумеет пойти на его подписание, но это предложение,
как и уход от него, охладит «горячие головы», тем более с учетом опыта
вероломных акций Саакашвили. Выполнить будущие соглашения между сторонами, особенно по части ухода
армяно-карабахских сил с территорий Азербайджана, можно только при гарантиях
неприменения силы. Международные гарантии лишат армян необходимости и
предлога удерживать «пояс безопасности» вокруг Карабаха. Это важно и если
возникнет сбой в выполнении соглашения (скажем, по проведению референдума в
Нагорном Карабахе). Словом, необходимо принуждение всех сторон к миру, но заблаговременное и мягкое - только политическими средствами. Немало зависит тут от последовательности ОБСЕ, что пока в дефиците. Миротворческая операция в Карабахе также должна при необходимости предусматривать переход в фазу принуждения к миру. Мирной развязки этого конфликта требуют интересы обоих народов и всего мирового сообщества.
|
|
|
Автор
- зам. председателя Ассоциации российских дипломатов. В 1992-96 гг. глава посреднической
миссии России, представитель президента РФ по Нагорному Карабаху |
|